Мнения экспертов по этому поводу разделяются до прямо противоположных. Одни считают, что таковая война реальна, но нам последствий можно не бояться. Другие полагают, что по нашей экономике может стукнуть серьезно, но китайцы с американцами сами постараются ее избежать.
Администрация Трампа разделена на два лагеря: представители первого считают, что Китай наживается на американцах и этому нужно положить конец, а второго — что конфликт до добра не доведет. Бывший старший советник Дональда Трампа Стивен Бэннон (ушел в отставку 18 августа 2017 года — прим.) в интервью изданию The American Prospect заявил, что
США уже находятся в состоянии торговой войны с Китаем
Слова бывшего главного стратега Белого дома тут же растиражировали мировые СМИ, присовокупив собственные оценки и комментарии различных экспертов. Основные вопросы, волнующие аналитиков: как противостояние отразится на самочувствии мирового сообщества и не перерастет ли война торговая в нечто более страшное? Естественно, наши добавляют еще один —
чем все это чревато для Казахстана
Норвежский политолог и социолог Стейн Ринген считает, что говорить об уже ведущейся торговой войне рано — пока отношения двух стран вполне мирные. Но, как было отмечено выше,
администрация Трампа в этом вопросе разделилась на два лагеря, и один из них как раз ратует за обострение ситуации
— Такие как мистер Бэннон, считают, что экономические отношения между этими двумя странами нечестные, что Китай недостаточно открыт для американского бизнеса и что он различными способами манипулирует этими отношениями, например, через контроль курса валют, а также что Америка слишком легко пускает китайские входящие инвестиции, например, в недвижимость, — цитирует слова политолога портал Евразия.Эксперт.
Далее Ринген напомнил, что и сам Трамп во время своей избирательной кампании стоял на этих же позициях, хотя «позже умерил свою риторику».
— В администрации Трампа есть фракция, которая хочет «перебалансировать» экономические отношения между этими двумя странами в пользу Америки. Мистер Бэннон принадлежит к этой фракции, и его высказывание необходимо рассматривать в контексте постоянного «перетягивания каната» в вопросах торговой политики в администрации Трампа. Это может случиться, если такие люди как мистер Бэннон победят в непрекращающейся политической борьбе внутри администрации, — подчеркнул Ринген.
При этом сам факт отставки Бэннона политолог не прокомментировал. Хотя это может свидетельствовать, что сторонники торговой войны свои позиции теряют.
— В торговой войне между Китаем и Америкой не победил бы никто
Она бы дорого обошлась для обеих вовлеченных стран, не представив при этом практически никаких новых возможностей другим странам. Это стало бы ни много ни мало глобальной катастрофой, — говорит политолог.
https://365info.kz/2017/08/sleduyushhaya-amerikanskaya-konkurentnaya-gonka-za-bezopasnost-sostoitsya-v-tsentralnoj-azii/
Китай на любые ограничения готов отреагировать встречными мерами. Как сообщил Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники, это может быть начало налоговых, антимонопольных или антидемпинговых расследований против американских компаний. Или сокращение госзакупок американских товаров.
В общем, Трамп в случае торговой войны рискует нажить себе врагов не только за океаном, но и дома, в лице крупного американского бизнеса
По данным исследователей центра The Conference Board, на доклад которых ссылается Коммерсант, последствия экономической войны между США и Китаем сильнее ударят по последнему. Экспорт товаров с добавленной стоимостью в Китай составляет от 0,7 до 1,6% ВВП развитых стран мира, за исключением Японии. Но даже для Японии этот показатель — 2,1%. В Китае же — 3% от ВВП страны.
— Глядя на возможную торговую войну между Китаем и США через призму этих данных, можно заключить, что такая война не станет серьезной угрозой для американской экономики, — полагает один из авторов доклада Эрик Лунд. Правда, добавил он, у такой войны будут и другие последствия, которые окажутся чувствительными для США. В частности, ее следствием станет почти мгновенный рост цен, который немедленно ощутят на себе американские потребители.
Куда серьезнее такой конфликт ударит по странам, у которых высока доля экспорта в Китай.
Алиби Нурбаев, главный аналитик ТОО «Казахстанский Финансовый Центр» считает, что торговая война Китая и США вполне реальна. В нынешней международной политике его «после Brexit’а и выборов в США уже ничем не удивить». А среди причин он видит и политические.
— Думаю, одной из причин будет попытка правительства США усилить давление на Пекин, чтобы обуздать Северную Корею, — полагает Нурбаев.
Он согласен с мнением, что в результате экономического конфликта пострадают как Америка, так и Китай.
— Под удар могут попасть такие американские компании как Apple Inc., которые собирают свои продукты в Китае для продажи в США, розничные торговцы, включая Wal-Mart Stores Inc., и потребители США, которые пользуются дешевой импортной электроникой, одеждой и мебелью, — сказал он.
В списке потенциальных потерпевших транспортные и сельскохозяйственные компании. Эксперт указывает, что Китай — крупный покупатель американских самолетов, и это «скорее всего единственный сегмент, где США обладает конкурентным преимуществом». Также Китай потребляет около половины экспорта сои в США, а соя для Америки – это вторая по величине посевная культура по объемам урожая.
По данным агентства Bloomberg,
Китай — второй по величине торговый партнер США, третий экспортный рынок и крупнейший импортер. США экспортируют в Китай 26% самолетов Boeing, 56% соевых бобов, 16% автомобилей и 15% микросхем
Китай еще и крупнейший в мире импортер продуктов питания и энергии — на страну приходится по 20% от глобального объема потребления товаров двух секторов.
На Казахстане, считает эксперт, экономическая схватка двух держав серьезно не отразится.
Китай не покупает нашу нефть, сырьевики все равно богатеют — статистика
Михаил Цой, главный финансовый эксперт компании «Аналитика Онлайн Казахстан», не просто не исключает вероятность торговой войны, а полагает, что она уже не за горами. И тоже в силу политических причин.
— Введение торговых ограничений и повышенных тарифов для Поднебесной будет выполнением еще предвыборных обещаний президента США. Это хороший способ улучшить рейтинг президента США не в самое лучшее для него время. С другой стороны, за последние 10 лет хорошо ощущается торговый дефицит США по отношению к Китаю, он составляет более 2 трлн долларов, — говорит он.
Цой уверен, что Китай предпримет ответные меры. Например, введя ограничения для импорта из США. Но делает
неожиданный вывод: последствия этой войны могут стать как негативными для обеих экономик, так и положительными
— В идеале американская экономика получит новые рабочие места, увеличение ВВП и сокращение торгового дефицита. Но может навсегда частично потерять китайский рынок сбыта. А Китай скорее всего переориентирует товар в другие страны, — утверждает он. —
Но однозначно в первое время обе экономики серьезно пострадают
Не стоит забывать о том, что Китаю принадлежат американские облигации в сумме более триллиона долларов, и их продажа приведет к коллапсу американской экономики.
Больших опасностей для мировой экономики Цой не видит, если только конфликт не приведет к реальной войне.
Марк Гойхман, ведущий аналитик московского офиса ГК TeleTrade напоминает, что торговые отношения Китая и США сейчас хоть и в хрупком, но равновесии. Хотя на первый взгляд, преференции смещены в пользу Китая, поскольку на него приходится более половины торгового дефицита США.
— Партия «торговой войны» утверждает, что отношения неравноправные, Китай за счет господдержки и манипулирования курсом юаня удешевляет свои товары, вытесняет с рынков американские. С такими лозунгами и сам Трамп шел на выборы. И безусловно, правда в этом есть. Но главный вопрос – что делать дальше с данной ситуацией? Закрыть внутренние рынки от китайских товаров и инвестиций, повысить пошлины? Это бы и означало начало «торговых войн», — говорит Гойхман.
Последствия таковых вряд ли будут полезны для самих Штатов и в интересах американского бизнеса сохранить существующий статус-кво, каков бы он ни был. Если Трамп применит какие-либо санкции, Пекин ответит адекватно — американским компаниям закроют (или хотя бы затруднят) доступ на огромный китайский рынок. Иссякнет денежный поток от экспорта автомобилей и другой технологичной продукции. Взаимные ограничения станут нагнетаться, потери с обеих сторон нарастать.
— Победителей в такой войне не будет. Попытки заменить рынки на другие страны вряд ли окажутся действенными. Кроме того, торговые войны между двумя мировыми гигантами вовлекут в свою орбиту многочисленные третьи страны, — утверждает Гойхман. — Такое положение неизбежно повысит общемировые экономические издержки и будет препятствовать росту во всех вовлеченных странах.
В числе вовлеченных, по мнению московского эксперта, может оказаться и Казахстан. На Китай по итогам 2016 года пришлось 13% казахстанского экспорта и 24% импорта
— Соответственно, замедление у соседа негативно сказалось бы на инвестициях, торговле и доходах от внешнеэкономической деятельности РК, — считает он.
Прокормит ли Казахстан Китай? Фермеры говорят о рисках экспорта продуктов в «Поднебесную»
Тем не менее, Гойхман полагает, что до столкновения США и Китая не дойдет. На это указывает то, что риторика Трампа в последнее время поменялась «во многом из-за более реалистичного понимания последствий торговых войн».
— Особенно после встречи с Си Цзиньпином, которая была весьма благожелательной. Кроме того, отставка Стивена Бэннона – также знаковое явление, — считает эксперт. —
Педалирование конфронтации означало бы для президента дальнейшую потерю поддержки бизнеса и его политического лобби
Исходя из этого, Марк Гойхман осторожно предполагает, что стороны и дальше будут пытаться урегулировать противоречия, не предпринимая резких действий.