В первом полугодии 2017 года товарооборот Казахстана со странами мира составил 36 млрд 719,7 млн долларов – это на 30,5% выше аналогичных показателей 2016 года. В январе-июне практически по всем направлениям (страны ЕАЭС, страны СНГ и страны дальнего зарубежья) вырос и экспорт, и импорт. При этом почти три четверти товарооборота приходится всего на 10 стран.
В пятом тезисе Манифеста «Мир. XXI век» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркивает:
«Мир без войны — это, прежде всего справедливая парадигма глобальной конкуренции в сфере международных финансов, торговли и развития»
На 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан выдвинул инициативу разработки Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Этот План — устранение корневых причин войн и конфликтов. Важно выстроить новую тенденцию развития на основе равного и справедливого доступа всех наций к инфраструктуре, ресурсам и рынкам, подчеркивается в пятом тезисе.
Казахстан прикладывает усилия к тому, чтобы и наша страна, и ее экономические партнеры не испытывали никаких сложностей в доступе к инфраструктуре, ресурсам и рынкам. Как мы покажем ниже, почти по всем основным направлениям растет и экспорт, и импорт.
Узбекистан является крупнейшим торговым партнером Казахстана на рынке СНГ среди стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Товарооборот растет во многом за счет торговли продукцией сельского хозяйства, металлургии и нефтяной отрасли. При этом темпы роста импорта из этой страны в последние месяцы несколько снизились, тогда как экспорт наоборот наращивает обороты. В первую очередь, это происходит благодаря двукратному увеличению продаж нефтяных газов по сравнению с первым кварталом. При этом
Узбекистан остается крупнейшим покупателем казахстанской пшеницы
– за полгода сюда было продано 773,7 тыс. тонн продукции.
Начало года выдалось для торговых отношений между странами не самым лучшим: экспорт вырос лишь на 15%, а импорт и вовсе ушел в минус. Но по итогам полугодия видна совершенно иная картина: общий объем сделок вырос более, чем треть. Это во многом связано с тем, что львиную долю импорта составляют строительные конструкции. В обратном направлении чаще всего идут металлы и нефть.
Стоит отметить, что дальнейший рост товарооборота между странами – это наиболее вероятная перспектива. Турецкие компании активно представлены на казахстанском рынке в секторах строительства и ритейла. Анкара видит возможность увеличения инвестиций в Казахстан с 2 до 10 млрд долларов, вложившись в железные дороги и, заодно, упростив трудовую миграцию. Кроме того, Турция входит в число 11 приоритетных стран-инвесторов и 9 стран-импортеров казахстанской несырьевой продукции.
Германия для этого рейтинга страна уникальная: только с ней падает товарооборот, одна из двух стран со снижающимся импортом, да и общий объем экспорта куда ниже, чем у остальных. Связано это с тем, что Казахстан на протяжении последних лет в основном закупал продукцию и товары, практически ничего не предоставляя взамен. Сейчас экспорт растет (большой рост показывает сбыт ферросплавов — +62,9% за год), тогда как
зависимость от немецкой продукции снижается
Перспективы взаимодействия стран традиционно положительные, о чем в середине июля сообщил Нурсултан Назарбаев:
«Мы обсудили возможность участия германского бизнеса в использовании передовых технологий в процессе индустриализации Казахстана. Ключевое внимание отводится эффективной реализации соглашения о партнерстве в сырьевой, промышленной, технологической сферах, которые у нас есть. Надо усилить взаимодействие в рамках приватизации, подготовки профессионально-технических кадров. Важно активизировать двустороннее сотрудничество в энергетике, сельском хозяйстве, транзитно-транспортной сфере. Учитывая выгодное географическое положение, мы намерены объединить усилия по продвижению сухопутной доставки грузов через Азию от Китая до Германии».
А так как любой проект с участием иностранного капитала ведет к росту импорта из этой страны, можно ожидать, что снижение импорта продолжится недолго.
Единственный представитель рейтинга, расположенный вне Евразии.
Товарооборот с США по итогам полугодия лишь немного не дотянул до 1 млрд долларов,
увеличившись за год почти на четверть.
В течение последних лет ключевым товаром, продаваемым за океан, был уран. Однако в этом году активность американских покупателей спала, в результате чего общий экспорт в США по итогам первого квартала сократился почти на четверть. Однако урану быстро нашлась замена – ферросплавы. Их объем продаж по итогам полугодия вырос более, чем в 3 раза. Кроме того, за 6 месяцев в США было продано акцизных марок на 70 млн долларов.
В обратном направлении продукции также стало идти гораздо больше. Ключевые статьи казахстанского импорта это — продукция машиностроения, причем чаще всего связанная с разработкой недр.
Весь товарооборот с Швейцарией построен на продаже нефти: ее доля в общей структуре сделок составляет более 80%, а с учетом продаваемых газов, так и вовсе превышает 90%. В первом полугодии 2017 года эта страна спрос на «черное золото» нарастила, в результате экспорт вырос более, чем на треть.
Швейцария остается главным европейским торговым партнером Казахстана среди стран, не входящих в ЕС. Примечательно, что Казахстан только продает, крайне мало покупая взамен: по объему импорта Швейцария идет на последнем месте среди стран этого рейтинга.
Ситуация аналогична: запуск Кашагана, рост цен на нефть, увеличение ее отгрузок во Францию привел к увеличению товарооборота с Францией почти в полтора раза. Другие товарные отношения с ней развиты относительно слабо. Об этом свидетельствует падающий импорт: в 2016 году Казахстан закупал поезда и самолеты, сейчас же главный импортируемый товар – это продукция химической отрасли.
Все сказанное о Швейцарии и Франции уместно и для Нидерландов: за 6 месяцев в эту страну продано нефти почти на 2,3 млрд долларов, а без нее товарооборот незначителен. Нидерланды в принципе не были для Казахстана крупным импортером (в 2016 году из этой страны было ввезено товаров на 282,3 млн долларов), но сейчас ситуация становится еще хуже: турбокомпрессоры и теплицы, обеспечивавшие оборот год назад, пока спросом не пользуются.
Италия в недавнем прошлом была ведущим торговым партнером Казахстана вне ЕАЭС, но сейчас страна находится лишь на третьем месте по товарообороту. Но она остается главным покупателем казахстанской продукции за счет лишь одного товара – нефти.
Как и в случае с Францией, ключевым фактором роста экспорта оказался запуск Кашагана. Неудивительно, что и импорт с Апеннин в основном направлен на обеспечение нефтяной отрасли: по итогам первого полугодия главными импортируемыми товарами стали арматура для трубопроводов, трубы для них же, а также оборудование для термообработки материалов. Казахстан продолжает наращивать (хоть и не огромными темпами) поставки с Италии, что позволяет вплотную приблизится к показателю товарооборота в 5 млрд долларов за полугодие.
На втором месте крупнейший импортер товаров среди стран, не входящих в ЕАЭС — Китай. В среднем, ежемесячно оттуда ввозится продукции на 350 млн долларов, причем эта цифра растет. Большим спросом пользуется электроника, одежда и промышленное оборудование.
В ответ Китай закупает сырье для производства: металлы, их сплавы и нефть. Учитывая реализуемые логистические проекты, близость между странами и огромные объемы производимой в Китае продукции (на которую есть спрос в Казахстане), товарооборот между странами будет расти и дальше.
Очередной пример ЕАЭС в действии:
товарооборот с Россией за год вырос почти на 35%, один только импорт оттуда превышает весь объем сделок с любой другой страной,
а экспорт за шесть месяцев перешагнул планку в 2 млрд долларов. По итогам первого полугодия 2017 года доля России в казахстанском товарообороте составила 20,2% (годом ранее было 19,6%).
При этом, сделки максимально диверсифицированы: покупка и продажа товаров ведется по огромному числу наименований. Интересно, что несмотря на то, что обе страны обладают огромными запасами полезных ископаемых, огромный объем операций приходится на минеральные продукты. Ну и, конечно, в очередной раз обращает на себя внимание количество закупаемого у бензина России – за 6 месяцев его завезено более полумиллиона тонн.
При подготовке материала использованы данные Комитета по статистике. Объем сделок представлен за период январь-июнь 2017 г. Процентное отношение приведено относительно января-июня 2016 года.