Казахстанцы купили электромобилей на 1,5 млн долларов всего лишь за первое полугодие 2017 года — всего 19 новых машин. Показатель невысокий, но спрос на авто на электрической тяге растет: в январе-июне 2016 года было продано 9 единиц.
В настоящее время рынок электромобилей достаточно диверсифицирован: в продаже есть как бюджетные, так и люксовые модели, но спросом пользуются преимущественно последние. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», больше половины продаж приходится на продукцию фирмы Tesla. При этом стоимость самой популярной в Казахстане модели — кроссовера Model X (продано 9 единиц) – варьируется от 85,5 до 155,5 тысяч долларов, а цена на седан Model S (4 продажи) составляет 66-109,5 тыс. долларов. Самая бюджетная из зарегистрированных в Казахстане моделей, Renault Twizy, стоит около 13,5 тыс долларов, однако даже низкая цена не отразилась на ее популярности – за полгода продана всего 1 единица.
Наиболее востребованы электромобили в больших городах: на Алматы пришлось 10 продаж, на Астану – 8. Еще одна единица была зарегистрирована в Восточно-Казахстанской области. Главными покупателями являются физические лица, однако 2 машины были зарегистрированы на юрлица.
Авторынок выходит из кризисного пике
Одной из причин небольшого, но все же роста спроса на электромобили, является государственное субсидирование. Их импорт облагается нулевой пошлинной (действует до августа 2017 года), ставка утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию легкового электромобиля старше 1 года в Казахстане составляет 50% от аналогичной платы за технику на традиционном топливе. Кроме того, владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога на них на территории республики.
Пока субсидирование не особо помогает добиваться поставленных целей: на долю электромобилей приходится ничтожно малое количество сделок, и до всеобщего признания им далеко.
«Электромобили сегодня представляют собой экзотическую нишу в сегменте люксовых моделей. И в этом отношении Казахстан не уникален, ведь бум спроса на электромобили в Западной Европе, США, Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, финансируемыми государством», — считает председатель правления «КазАвтоПрома» Олег Алферов.
По его мнению, спрос на электромобили должен расти естественным путем, а увеличивать субсидирование направления не стоит:
«Во-первых, число потенциальных покупателей при нынешнем ценнике незначительно. Во-вторых, республика не располагает финансовыми ресурсами на потребительские субсидии. В-третьих, климатические условия, протяженность расстояний и низкая плотность населения Казахстана не благоприятствуют массовому развитию электромобильности. Наконец, главное обстоятельство – «костыли», предлагаемые национальными правительствами индустрии электромобилестроения, вызывают всё больше тревог и разочарований. Достаточно взглянуть на опыт Дании, где с отменой льгот продажи электромобилей в начале года обрушились десятикратно и фактически остановились», — считает Олег Алферов.
Готовы ли казахстанцы покупать дорогие авто?
Не стоит забывать и о том, что инфраструктура в Казахстане пока находится в зачаточном состоянии. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ),
в настоящее время в Казахстане более 200 электромобилей
При этом первая в республике универсальная быстрозарядная станция была открыта лишь 5 июля в Астане.
Сейчас отрасль попала в «порочный круг»: электромобилей мало, потому что нет инфраструктуры, а проблемы с инфраструктурой вызваны малым спросом на нее из-за недостатка электромобилей. И разрывать его необходимо комплексно.
С одной стороны, частные инвесторы готовы вкладывать деньги в расширение сети заправочных станций для электромобилей. Появиться они должны не только в городах, но и на республиканских трассах, что позволит осуществлять дальние поездки по территории республики.
С другой стороны, казахстанские автопроизводители не теряют надежды наладить постоянное производство электромобилей. Первый образец (KIA Soul EV) был выпущен в 2014 году на усть-каменогорском заводе «Азия Авто». Спустя более чем полтора года несколько единиц JAC сошло с конвейера костанайского «СарыаркаАвтопром», но дальше пилотной партии дело не пошло. В июне 2017 года была презентована Lada Vesta EV, которую собрали в Усть-Каменогорске. Если производство этой модели будет вестись серийно, то (учитывая любовь казахстанцев к этой марке, а также льготы на продукцию отечественного производства + льготы для электромобилей) она может стать востребованной на казахстанском рынке, что станет ощутимым толчком к росту популярности авто на электрической тяге в республике.