Реформы МОН РК не были столь кардинальными, как уверяли активисты. Изменения коснулись формы, оставив прежним содержание.
Нападки на министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева, причиной которым послужили его реформы в сферах казахского языка и казахской истории и прочие изменения в школьных и вузовских программах, на деле являются беспочвенными.
Противники министра посчитали неприемлемым исключение из классификатора специальностей предметов «Казахский язык», «Казахская литература», «Казахская история», «Лингвистика», «Востоковедение» в высших и последующих за ним учебных заведениях страны. Однако в министерстве нам заявили, что подготовка кадров, как и раньше осуществляется в соответствии с имеющимся классификатором специальностей высшего и послевузовского образования РК, который, к слову, вовсе не менялся.
Привлечь министра Сагадиева к уголовной ответственности — Мухтар Тайжан
— Обвинения в том, что якобы введенный в действие с 1 февраля 2017 года новый классификатор не предусматривает подготовку специалистов по казахскому языку и литературе абсолютно несостоятельны. Потому что, во-первых, никакой новый классификатор в действие не вводился. Мало того, таких планов нет и на предстоящий 2017-2018 учебный год. Стоит ли говорить о содержательной части несуществующего документа? — задается вопросом Арман Жунисов, исполняющий обязанности пресс-секретаря первого руководителя МОН РК.
Закрытие кафедры древней казахской истории в казахстанских вузах и исключение из программы изучения самого предмета стало также камнем преткновения между министерством и общественниками, некоторые из которых даже требовали привлечь за это министра к уголовной ответственности. Однако, по словам Армана Жунисова,
предмет «История Казахстана» не был исключен, а был лишь переименован с 1 сентября 2016 года в «Современную историю Казахстана»
Данный предмет, как и прежний, изучается в объеме трех кредитов или в течении 135 академических часов.
Помимо претензий к классификатору специальностей критики также выражали свое недовольство прекращением работы государственной образовательной программы «Серпін-2050», направленной на помощь молодежи в поступлении на гранты и получении работы по специальности в дальнейшем. Данная программа действует с 2014 года и за три года существования она дала возможность выпускникам школ Южно-казахстанской, Алматинской, Кызылординской, Жамбылской и Мангыстауской областей обучаться в вузах центральных и северных регионов. По данным МОН РК, в настоящее время
в рамках проекта «Серпін-2050» обучается более 9000 студентов и первый выпуск ожидается в 2018 году
Арман Жунисов отмечает, что приостановка программы была временной и в 2017-2018 учебном году работа по реализации проекта «Серпін» будет продолжена. По его данным, в настоящий момент прорабатывается вопрос по размещению целевых мест в профильной магистратуре для участников проекта, которые закончат бакалавриат в 2018 году.
Изменения коснулись и школьной программы, что также не было одобрено активистами. В частности резонанс вызвало исключение из школьной казахоязычной программы предметов «Әліппе» (Букварь) и «Ежелгі қазақ тарихы» (Древняя казахская история). А между тем, как отмечает Жунисов,
предмет «Әліппе» был объединен с предметом «Ана тілі» (Родное слово) и переименован в «Сауат Ашу»
Это, по его словам, позволило оптимизировать учебную программу под разный уровень подготовки школьников.
— Как показала практика, сегодня большинство детей, поступивших в первый класс, знают буквы, умеют читать и легко усваивают содержание нового предмета — «Сауат Ашу». В то же время есть дети, которые не знают букв, и, соответственно, не умеют читать, — отмечает он, подчеркивая, что
нововведение позволило выровнять дисбаланс между школьниками
По его словам, предмет «Әліппе» министерство разработало для школьников 5-6 лет, и он будет апробирован с сентября 2017 года на базе 1000 детских садов и школ.
Депутат Тлеухан вызвал министра Сагадиева на дуэль
Что касается предмета «Ежелгі қазақ тарих», то, как отмечает Арман Жунисов, он не был исключен из перечня школьных предметов, а напротив был включен в учебные программы пятого класса. А с шестого класса предполагается более углубленное его изучение.