Cтуденты программы MBA Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета презентовали посвященный платным автодорогам проект в АО «НК «КазАвтоЖол».
Тема проекта — «Социальные дилеммы: платные дороги как возможное решение», сообщает пресс-служба нацкомпании. Исследование направлено на изучение будущего развития платных дорог в Казахстане с обзором международного опыта.
Проект преследует две основные цели:
1. определение справедливого и допустимого диапазона цен для платных дорог в Казахстане, которые будут генерировать доход для покрытия нормативных и административных расходов дорог;
2. разработка методологии для успешной реализации будущих проектов тарификации платных дорог.
Команда изучила международную практику реализации платных дорог. Для исследования были выбраны такие страны, как Канада, США, Тайвань и Россия. При выборе этих стран учитывались схожести с Казахстаном в плане погодных условий, протяженности дорог, плотностью населения на 1 квадратный километр. Опыт Тайваня выбран из-за технологически развитых систем взимания платы за проезд.
Команда провела ряд анализов связи между затратами, интенсивности и возможной прибылью трасс Алматы-Капшагай и Астана-Темиртау, который показал, каким образом изменения в интенсивности движения и цена за км влияет на безубыточность содержания автодорог.
Помимо этого, был проведен опрос среди 160 человек для выявления цен и условий, при которых водители трассы Астана-Темиртау готовы платить за проезд. Опрос проведен в целях для определения готовности платить клиентов за проезд, что играет важную роль при назначении тарифов.
Командой сформирован ряд рекомендаций, которые включают в себя:
— сбор и анализ данных;
— работы, направленные на повышение информированности населения о системе платных дорог;
— использование перекрестного субсидирования между регионами страны;
— развитие технологий для увеличения операционной эффективности;
— разработка мобильного приложения;
— введение систем скидок и программ лояльности клиентов.
К тому же, студентами разработаны модели для принятия решений, которые помогают визуально увидеть, как изменения тарифов влияет на доход и точку безубыточности. Был предложен диапазон цен на участки дорог Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай.
Так как проект преследует более краткосрочные цели касательно назначения диапазона цен на проезд, было рекомендовано перед запуском всего участка транзитной дороги «Западная Европа — Западный Китай» провести обширное исследование рынка конкурентов и взаимозаменяемых видов передвижения (поезда, самолеты, судоходный транспорт).
Установка цены для платных дорог является важным вопросом в Казахстане, так как к практике взимания платы за проезд по автодорогам в стране приступили сравнительно недавно – с 2013 г. Кроме того, пользователи должны знать, что они платят только за небольшую часть общих затрат для использования высококачественных удобных дорог.