Нур-Султан
Сейчас
3
Завтра
8
USD
427
+1.34
EUR
497
-1.07
RUB
5.53
-0.03

Загадка для Индии: как извлечь выгоды из китайского «Одного пояса» и не проиграть?

989

1

Премьер-министр Индии и Си Цзиньпин

От пересечения до конфликта интересов

Профессор Брахма Челлани из нью-делийского Центра стратегических исследований рассматривает инициативы КНР как своеобразный ребрендинг в рамках стратегии «нитки жемчуга» — так называют малых соседей КНР, окружающих страну в Юго-Восточной Азии.

— Индия взирает на это как на стратегическое кольцо вокруг себя. Если говорить конкретно, Китай направляет инвестиции в развитие морских портов Южной Азии, для него это промежуточная стадия развития систем зарубежных баз военно-морского флота. Китай уже построил новый крупный порт в исторической гавани Хамбантота на Шри-Ланке. С него очень удобно контролировать навигацию, особенно ту, что связана с перевозками углеводородов. Но этот порт очень важен для интересов обороны Индии, — рассуждает профессор Челлани.

В 2014 г. другой ключевой порт Шри-Ланки, Коломбо, посетили китайские субмарины. Это породило опасения, что Шри-Ланка станет больше военной базой Китая, нежели экономическим проектом. Также Китай планирует направить инвестиции в порты Бангладеша и Мьянмы. И это тоже вызывает опасения по поводу возможного двойного назначения этих объектов, — как и любых других, в строительство которых Китай вкладывает деньги.

Профессор Челлани говорит, что возрождение древнего Шелкового пути — по сути ребрендинг имперской экспансии:

— Это не просто торговые инициативы. Деятельность Китая обретает все больше стратегический окрас.

Первые болевые точки

Наиболее настороженно Индия относится к проекту строительства пакистано-китайского экономического коридора стоимостью 46 миллиардов долларов США. Пакистан владеет ядерным оружием и является соперником Индии. Официально этот проект подразумевает безопасные пассажиро-грузовые маршруты с запада Китая до пакистанского порта Гвадар, находящегося во владении Китайской зарубежной порто-холдинговой компании. Этот порт, в свою очередь, является одним из важных промежуточных звеньев между Азией и Персидским заливом. Более того, часть коридора пройдет через Кашмир, за который соперничают Пакистан и Индия.

Аналитики говорят, что китайские инвестиции в Кашмир усилят Пакистан:

— Проект большой, там предусмотрено присутствие Народно-освободительной армии Китая, гарнизоны которой будут охранять некоторые объекты. Таким образом, в самом сердце территории, которую Индия считает своей и оккупированной, появится чужая армия, — говорит г-н Жоши. – Поэтому Индия очень осторожна в своей китайской риторике.

При этом в своем недавнем заявлении командующий сухопутными войсками армии Пакистана, генерал Рахил Шариф обвинил Индию в преднамеренном подрыве проекта:

— Индия открыто бросила вызов развитию этой инициативы. Мы никому не позволим создавать препятствия проекту или провоцировать турбулентность в любой части Пакистана.

В поисках выгоды

Тем не менее, в самой Индии есть аналитики, считающие, что сопротивляться инициативам Китая не следует. Надо искать преимущества — тем более, что Индия является членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

— На каждый их пояс мы можем создать объезд, который соединит возможности Индии и глобальный рынок, вместо того чтобы открыто противостоять им, не так ли? — рассуждает Самир Саран, представитель аналитического центра Observer Research Foundation. – Мы смогли бы использовать их институты, чтобы извлечь свою выгоду.

Как США попытаются использовать «Один пояс — один путь» Китая

Шанхайская мечта Ирана и амбиции Китая и России

Япония должна бороться за Казахстан с Китаем — эксперты

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter