Невидимый игрок геополитики постепенно возвращается. Как Иран может изменить расклад сил в ШОС?
На 15-м саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Путин сказал, что заключение американо-иранской ядерной сделки и снятие санкций с Ирана устранили препятствия на пути присоединения этой страны к ШОС. Что это меняет на пути Ирана в ШОС?
Любопытно, что незадолго до этого сама ШОС и Пекин в частности отказались принять к регистрации и обработке заявление Ирана, а МИД Китая официально рекомендовал ШОС сперва сфокусировать усилия на обработке заявлений Индии и Пакистана. Когда саммит начался, официальный представитель России в ШОС Бахтиер Хакимов заявил, что причиной этому стали «технические нюансы».
Западные СМИ незамедлительно отметили наличие «глубинных несогласий между двумя центрами силы ШОС, Москвой и Пекином, по поводу принятия Ирана».
Тегеран является наблюдателем в ШОС с 2005 года. В 2008 г. страна подала заявление на полноценное участие, но… безрезультатно. Зато в 2015 г. в состав ШОС были приняты Индия и Пакистан.
«Восточное направление» во внешней политике Ирана особо активизировалось при президенте Ахмадинежаде. Тогда Иран был изолирован от внешнего мира санкциями Запада и занимался развитием урановой индустрии до уровня оборонной. Сегодня страной правит президент Рухани, при котором отношения с Западом относительно потеплели. При этом Запад не может не беспокоить укрепление Ираном отношений с Россией, КНР и Индией в рамках ШОС. Настораживают западных экспертов и перспективы дальнейшего укрепления самой ШОС. В 2005 году эта организация выпустила историческое коммюнике с требованиями:
Таким образом, страны ШОС впервые открыто бросили вызов США, НАТО и Западу.
Интерес Ирана в ШОС связан с борьбой против «трех зол» — это терроризм, экстремизм и сепаратизм. Актуальность этих вопросов задает протяженная граница с Афганистаном, где ведутся боевые действия и выращивается опийный мак.
При этом ШОС не является военным блоком в полном смысле этого слова. Устав организации не содержит статьи о взаимной военной защите, как, например, статья 5 Устава НАТО или статья 7 Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но даже если ШОС вдруг реши бы действовать как военный блок, ее действия натолкнутся на преграду — необходимости достижения консенсуса между всеми членами организации, а также реверансами в сторону наблюдателей и партнеров по диалогу. Таким образом, складывается некий пакт, который пока находится вне пределов влияния Ирана.
Теоретически ШОС может оказать Ирану если не военную, то дипломатическую поддержку. Но на практике она может затянуть в конфликты страны ШОС помимо их воли. Тем не менее
для Ирана, не являющегося членом никаких региональных объединений, ШОС является самой близкой международной организацией,
предлагающей какую-то безопасность.
Итак, понятно, зачем ШОС нужен Ирану. Но и Иран нужен ШОС. Для этой организации участие Ирана придало бы дополнительную легитимность и укрепило китайскую инициативу «Один пояс — один путь». Ведь именно она сегодня полностью определяет экономическую повестку дня ШОС.
Особенно полезным Иран может оказаться в случае трений между Москвой и Пекином, пусть и немыслимых для реалий сегодняшнего исторического периода.
Иран и Китай связаны сетью железных дорог, которые дешевле авиации и быстрее транзита через Казахстан и Туркменистан
В феврале 2016 г. заработал первый международный маршрут между провинцией Чжэцзян на востоке Китая и Тегераном. Доставка грузов по этой магистрали на две недели короче в сравнении с морским путем. Иран мог бы создать своеобразный мост между Каспием и Персидским заливом, а также дал ШОС возможность диктовать цены, особенно с учетом членства Ирана в ОПЕК.
Если бы Иран стал полноценным членом ШОС, то совокупные запасы газа во владении ШОС выросли бы с 30 до 50% мировых запасов. Аналогичное усиление по нефти было бы меньше, но все же ощутимо — с 8 до 18%.
При этом сам Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти, а Иран подключен к таким двум ключевым трубопроводным системам, как «Атасу-Алашанькоу» (нефть) и «Туркменистан-Хоргос» (газ), у которых конечным пунктом является Китай (через Каспий и трубопровод «Кордыкюй-Корпеже»). Больше движения нефти по суше подразумевает укрепление взаимных связей, поскольку для ее доставки морем обе страны неизбежно наталкиваются на необходимость вести дела с Западом, являющимся традиционным «владыкой морей».
Тем не менее, вопрос усложняется, когда приходится размышлять, какое место мог бы занять Иран среди Китая, России и теперь Индии. Китай и Россия, вполне возможно, рассматривают ШОС как инструмент сдерживания стратегических амбиций друг друга. Средневесовые члены ШОС — Казахстан, Узбекистан и возможно Иран, в будущем могут оказаться затертыми между этими тектоническими пластами новой евразийской геополитики. При этом отношения Ирана с Россией и Китаем весьма асимметричны.
За прошедшее десятилетие Пекин использовал антииранские санкции, чтобы купить больше дешевой нефти и завалить рынки Персидского залива еще более дешевым товаром. Россия принизила приоритетность отношений с Ираном, когда наладились ее собственные с Западом.
Отношения Ирана с Центральной Азией конечно теплы, но «без пафоса». Самые теплые сложились с Таджикистаном, но там много обязательств перед Китаем, в то время как светская и по большей части русифицированная элита этой республики не доверяет режиму аятолла.
Это наталкивает на мысль не о столь блестящих перспективах Ирана в случае вступления в ШОС. Несмотря на откровенно антизападный настрой ШОС, у некоторых его членов более энергичные отношения именно с США и ЕС, нежели с Ираном. Например, в 2015 г. объем двусторонней торговли США и Китая составил 600 млрд долларов, что в 20 раз больше объемов двусторонней торговли Ирана с Китаем. Что касается России, то объем ее двусторонней торговли с США даже во время украинского кризиса был в 18 раз больше объемов торговли с Ираном — 23 млрд долларов.
Тем не менее, никто не торопится отказать Ирану в вопросе вступления в ШОС. Причина в позитивном потенциале, который перевесит любую политическую составляющую вопроса. Члены ШОС отклонят заявку Ирана лишь в том случае, если это может повлиять на отношения с США. Впрочем, это весьма реалистичный сценарий. Даже со снятием санкций с Ирана близкие отношения с этой страной могут встать «себе дороже».
Открытая поддержка Ираном групп, которые признаны террористическими, обесценивает саму цель ШОС – борьбу с терроризмом
и подрывает доверие к организации в целом. И это несмотря на то, что военные специалисты Корпуса стражей Исламской революции активно воюют против ДАИШ (ИГИЛ).
В долгосрочной перспективе Иран скорее всего будет стремиться в ШОС. Ведь этот международный альянс стремится стать серьезной региональной, если не глобальной силой, которая укротит влияние Запада. ШОС, конечно, не НАТО и не ОДКБ, но и не декорация. Будущее ШОС зависит от того, как правительства Запада выстроят отношения с Китаем и Россией, а также от того, как эти две страны будут общаться друг с другом. Это, в свою очередь, определит будущее Ирана в ШОС.