Авторы агентства Bloomberg уверяют, что инвестиционный потенциал Японии в Казахстане должен быть увеличен.
Эта мысль — логичное продолжение ряда тезисов, высказанных экспертами агентства в статье «Япония должна быть изобретательнее в инвестициях». Они утверждают, что финансовые объемы помощи Японии сопоставимы с китайскими инвестициями. В том числе и в Казахстане. А значит, Страна восходящего солнца может и должна активнее показывать свои достоинства потенциальным инвестиционным партнерам. В том числе и Казахстану. Дословно:
«Недавнее обещание Синдзо Абе предоставить африканским странам помощь в размере 30 млрд долларов в следующие 3 года не следует рассматривать в качестве большого сюрприза. Не привлекая внимание, за несколько десятилетий Япония стала ведущим инвестором в развивающихся странах. И может быть вела себя слишком тихо.
Несколько людей за пределами страны ценят объём помощи от Японии, полученной в рамках программы «Международной помощи в целях развития».
В нескольких южно-азиатских и юго-восточных азиатских странах Япония является крупнейшим поставщиком зарубежной помощи и дешёвых займов. Более крупным, чем США или Всемирный Банк
Японская помощь Индии, к примеру, в общем составила 1,4 млрд долларов в 2013 г., что в два раза больше помощи, поступившей от Германии. Американская помощь Индии в том же 2013 году составила всего 100 млн долларов. Япония также занимает аналогичную позицию в секторе льготного кредитования в Индонезии, Вьетнаме и Мьянме.
А сейчас
Япония начала расширять сферу своего присутствия в Центральной Азии, в частности, в Казахстане,
а также в Африке. Стратегическая мотивация очевидна. Соперничающий Китай инвестировал миллиарды долларов за последние годы в оба региона. При этом Си Цзиньпин недавно пообещал дополнительные 60 млрд долларов только одной Африке. Разница состоит в том, что китайские деньги вызвали значительный интерес повсюду, а щедрость японцев, потративших около 50 млрд долларов в той же Африке за последние десятилетия, попросту не привлекла внимания.
Глубокую задумчивость вызывает ажиотаж по поводу программы Китая «Один пояс – Один путь», обещающей проложить дороги, построить порты, трубопроводы и другую инфраструктуру между Китаем и Европой. Оптимизм кажется преувеличенным по сравнению с количеством денег, фактически потраченным на данный момент. Не говоря уже о том, что недостаток отдельных деталей этой грандиозной схемы вызывает серьёзные опасения по поводу её устойчивого развития. Нет никакой гарантии, что эти программы переживут правительство Си Цзиньпиня, учитывая, что они являются его детищами.
Схема, более известная под названием «Новый Шёлковый Путь», предполагает, что Китай станет центром развития стран, находящихся далеко от его берегов. Поднебесная станет якорем экономических отношений от Северного Моря до Южно-Китайского. Си Цзиньпин таким образом создал брэнд, который обещает предоставить стратегические и коммерческие выгоды Китаю.
В противоположность вышесказанному, множество людей в странах, в которых Япония уже спонсирует проекты OBOR, даже не подозревают о её вкладе.
Например, существует значительная разница между визитами Си Цзиньпиня и Императора Японии. Китайский президент редко сходит с первых полос газет. Визит императора Японии — явление редкое само по себе, но оно едва ли вызывает интерес. Частично это показывает неспособность Японии привлечь к себе внимание. Бюрократы Страны восходящего солнца вполне довольны идеей поддержки интеграции Юго-Восточной Азии или развития стран вдоль Меконга. Порты, финансируемые Японией в Бангладеше и Индонезии, будут торговать друг с другом и отправлять товары по железной дороге. И всю эту инфраструктуру будет спонсировать Япония. Это кажется трудновоплотимым в жизнь. Шёлковый Путь, напротив, обещает окупать сам себя.
Япония вполне может конкурировать в Азии и других регионах по размеру инвестиций — и могла бы конкурировать в популярности. В конце концов, довольно легко отличить японские инвестиции от китайских. В Африке, например, Япония признала, что не может переиграть Китай в размере помощи. И потому сконцентрировала внимание на качестве и недорогих инфраструктурных проектах.
В отличие от Китая, Япония не пытается поставить себя в центре развивающихся мировых экономических систем, отодвигая при этом остальные страны на периферию. Японские компании гораздо больше сфокусированы на странах-получателях, чем Китай, и руководствуются приоритетами народов и политиков этих стран.
Более важно, что уверенная внешняя политика Синдзо Абе открывает стране возможности провести собственный ребрендинг за рубежом, что положительно скажется как на японских компаниях, так и на развивающихся странах. Будучи демократической страной, Япония предпочитает иметь дела с демократическими партнёрами. Сотрудничество с Мьянмой привело к смене военных гражданскими в местном правительстве.
Крупные продемократические страны вроде Индии и Индонезии — естественные получатели японской помощи и инвестиций. Если Япония сможет реализовать свои планы, то артерии мировой торговли оживут при помощи этих демократических режимов Это куда более амбициозная задача и благородная цель, чем все, о чём Китай может думать на данный момент».
Источник: Bloomberg