О том, что в конце августа 2016 года кабинет министров РК ждет расширенное заседание с участием президента Назарбаева, было известно еще месяц назад. В конце июля глава государства озвучил задачи, стоящие перед кабмином.
— В первую очередь
следует не допустить снижения экономических показателей, для чего созданы все условия, выделены требуемые средства, определены соответствующие направления деятельности
Во-вторых, необходимо уделить внимание вопросам уборки урожая и подготовки к осенне-зимнему периоду. Также следует продолжить подготовку к выставке «ЭКСПО-2017» и зимней Универсиаде 2017 года, — сказал тогда президент страны.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на необходимость обеспечения дальнейшего индустриально-инновационного развития республики и принятия мер для повышения благосостояния населения.
Хотя официально сформулированная повестка грядущего заседания правительства еще неизвестна, по мнению многих экспертов, интрига нам обеспечена.
— Можно ожидать, что на заседании будет презентована скорректированная антикризисная политика, — полагает политолог, шеф-редактор интернет-издания Sayasat.org Бауыржан Толегенов. — Возможно и то, что заседание поставит точку разговорам об отставке действующего состава правительства или же, наоборот, усилит подобные ожидания. В любом случае, предстоящее мероприятие обозначит картину осенней повестки.
Драматургию предстоящему заседанию добавляют ожидания возможных кадровых решений по правительству.
В обществе, ссылаясь на экспертные оценки, уже на полном серьезе обсуждают сценарий возможного вотума недоверия кабмину
Теперь важно, какую роль займет глава государства.
Если президент Назарбаев использует правительственную площадку для демонстрации оптимизма, а также правильности и уверенности власти в своих действиях, то кабинет Масимова войдет в осенний сезон с расправленными плечами.
Отстраненная позиция президента Назарбаева и его жесткая риторика будет сигналом для парламента,
депутаты которого могут воспринять изменившуюся аппаратную конъюнктуру как мотив к действию и расширение поля для маневров по отношению как к кабмину, так и к отдельным его членам.
— Участие президента в заседаниях правительства всегда свидетельствует об очередном разносе нерадивых министров, — полагает политолог Султанбек Султангалиев. — Считается, что
молнии более эффективны, когда сверкают непосредственно над головами министерских бастыков
Хотя эффективность подобных извержений практически нулевая, так как казахстанские министры, судя по работе их ведомств, руководствуются исключительно жизнеутверждающим принципом кота Васьки, который слушает, да ест.
Сложно сказать, на кого конкретно из министров может обрушиться гнев Елбасы. Ведь объективно говоря, в любой отрасли у нас прореха на заплате. ГПФИИР, «Нурлы Жол», региональное развитие, здравоохранение, образование, правоохранительная система — все это можно назвать зияющими дырами ниже ватерлинии казахстанского корабля.
Впрочем всё вышеперечисленное просто частности. На мой взгляд, нынешнее правительство не справилось с главной задачей — выработкой эффективных инструментов противодействия экономическому кризису.
Кабмин РК прибег к уже испытанному «ноу-хау»: залез в кубышку Нацфонда, в китайские кредиты и в карманы собственных граждан в виде пенсионных денег
Конечно, этого хватит на поддержание штанов стремительно худеющего бюджета, однако ненадолго.
Несмотря на то, что отставка кабинета Масимова давно ожидаема и активно обсуждается в экспертном сообществе, думается, что все-таки
определенная традиция будет соблюдена и имя нового премьер-министра Казахстана мы узнаем в октябре-ноябре текущего года
Соответственно нет и особого практического смысла снимать кого-либо из министров на грядущем совещании 26 августа.
Еще один эксперт — политолог Айдос Сарым — считает, что кроме обновления госаппарата нужно также и снизить его роль в предпринимательской жизни страны.
— Мы отчаянно нуждаемся в реформах, — говорит аналитик. — Прежде всего, это дебюрократизация страны. Госаппарат у нас разросся до неимоверных размеров. Государство задействовано во всех сферах бизнеса в виде АО, ТОО, РГП на ПХВ и так далее. И экономика при этом неэффективна. А
нам нужен ежегодный экономический рост не 1-1,5% как сегодня, а рост в минимальных 3-4%
То есть нужно менять всю структуру и динамику. Та экономика, которая базировалась на нефти, газе и других ископаемых, себя изжила. Даже если размечтаться и допустить, что нефть опять будет стоить 120-150 долларов за баррель.
Нас не спасут никакие высокие цены на энергоносители, нас спасет только энергия собственного общества и граждан
Когда правительство сделает так, чтобы люди поняли, что открыть бизнес в Казахстане легко, что ты при этом не будешь зависеть от «агашек» и госаппарата, тогда потенциал общества заработает. Но для этого нужно новое правительство. Потому что
то правительство, которое нас привело к тому, что мы имеем, себя исчерпало — у него нет понимания, как жить без нефти
Я думаю, что смена правительства — это лучшее, что может сегодня произойти со страной.
Может быть, стоит опять призвать в управление государством умных людей из бизнеса? Пусть даже они не будут профессионалами в управленческой сфере, потому что таких «профессионалов» у нас развелось больше чем надо, и мы видим, чем все заканчивается.