Новый набор «страшилок» о курении на пачках сигарет намерены презентовать в Алматы антитабачные НПО и Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни. Они, как уверяют организаторы презентации, будут «отличаться особой правдивостью». Возможно, это и повлияет на чье-то желание бросить курить. Однако, как же и за какие деньги ведется борьба с курением в общем масштабе? Мы провели собственное расследование и узнали много интересного.
Борьба с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением в Казахстане – это очень доходный проект. Если посчитать, какие деньги на это тратит государство, то за такие суммы уже давно можно было создать в обществе настоящий культ здоровья и спорта. Результаты же всех этих начинаний, мягко говоря, вызывают вопросы. Как и вовлечение в процесс освоения средств одних и тех же НПО. По факту, активная борьба против вредных привычек ведется исключительно на бумаге, за счет создания практически бесполезных программ, проведения силами НПО каких-то разовых агитационных акций. Вся эта «работа» стоит государству огромных бюджетных денег, не принося никакого реального результата.
С агитацией за здоровый образ жизни приходилось сталкиваться каждому казахстанцу. В госучреждениях, институтах, школах, на улицах городов на глаза периодически попадаются разнообразные баннеры, призывающие отказаться от вредных привычек, заняться спортом и физической культурой. О конференциях с участием врачей — специалистов в разных областях, о семинарах, о вело- и прочих пробегах, о спортивных турнирах среди непрофессионалов периодически сообщают в прессе. НПО проводят молодежные флешмобы, печатают и раздают какие-то брошюры с банальной и общеизвестной информацией из Интернета, которые практически сразу становятся мусором на городских улицах. Конечно, неплохое дело предупредить подрастающее поколение о губительности вредных привычек. Хотя молодежь, собственно, и без брошюрок обо всём прекрасно осведомлена. Баннеры, флешмобы, выступления, листовки – ничего особенно нового в сфере борьбы за здоровье нации наши исполнители не придумали. А что? Дело не очень-то сложное и не особо затратное. И «креатив» есть, и резонанс в прессе – есть о чём отчитаться. Другой вопрос, во что все эти креативные мероприятия обходятся бюджету. Когда вы начинаете листать отчетность и узнаёте суммы, возникает легкий шок.
Так сколько же стоит пропаганда, из года в год проводимая узким кругом одних и тех же НПО? И за чей счет банкет?
– Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровой нации, – подчеркивал в одном из своих выступлений Нурсултан Назарбаев.
Государство выполняет поручение президента. Спорт, как и пропаганда здорового образа жизни, стали сферой особого внимания. Суммы на это выделяются очень солидные. Причём получают их из года в год одни и те же исполнители. Так, в официальном ответе на запрос журналистов 365 info, в Минздраве РК сообщили, что в период времени с 2010 по 2015 год «…Национальному центру проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) на борьбу с табакокурением, алкогольной и наркотической зависимостью было выделено 1 миллиард 326 миллионов тенге».
Вот сколько стоят молодежные флешмобы, буклетики и несколько выступлений медицинских экспертов на тему здорового образа жизни. На такие деньги, для справки, можно было бы построить в стране не один спортивно-оздоровительный центр. А ведь речь идёт пока только об ассигнованиях минздрава. Отдельной статьей доходов НПО, ратующих о нашем с вами здоровье, являются ежегодные программы местных акиматов. Там тоже суммы серьезные: в областях – десятки миллионов, а в крупнейших городах, таких как Алматы и Астана – сотни миллионов тенге.
Куда уходят эти бюджетные ассигнования, деньги, портал 365info.kz пытался выяснить в самом НЦПФЗОЖ. Вопросы были конкретные и простые. Мы попросили разъяснить, какую сумму из бюджета (не только министерства, но и акиматов Алматы и Астаны) выделили центру на пропаганду борьбы с курением и алкоголем, какие конкретно мероприятия были проведены за этот период времени и какие НПО привлекались к организации данных мероприятий. Ответ на наш журналистский запрос пришел почти вовремя, однако никакой конкретики в нем не было: просто общие слова, никакой детализации тех проектов, на которые центру были выделены 1 миллиард 329 миллионов тенге.
[gallery ids=»213628,213629″]
Удивленная и не удовлетворенная таким ответом редакция направила в НЦПФЗОЖ повторный запрос, в котором попросила указать детали проведенных пропагандистских компаний. Однако ответа на него нет до сих пор.
[gallery ids=»213631,213630″]
Не удалось нам получить ответы на эти вопросы в ходе одной из пресс-конференций, организованных «Национальным центром ЗОЖ» летом 2015 года. То ли не располагая информацией, то ли просто не желая отвечать, сотрудники НЦПФЗОЖ предложили нам поискать ответы… на их официальном сайте. Где (как читатель, наверное, уже догадался) нет ни единого отчёта о том, когда, куда, на что и какие конкретно суммы из бюджетных средств были потрачены. Вывод очевиден — в центре просто не заинтересованы раскрывать финансовую информацию касательно своих проектов. Почему? Видимо, многомиллионная цена флешмобов, буклетов и прочей «борьбы» за наше с вами здоровье удивила бы не только простых казахстанцев, но и людей, компетентных в данных вопросах, со всеми вытекающими выводами. Выглядит такое поведение НЦПФЗОЖ очень двусмысленно.
Однако существуют ведь и другие источники информации.
Хотя в НЦПФЗОЖ так и не ответили на вопрос о том, сотрудничают ли они с какими-либо НПО, и с какими конкретно, данный факт известен давно. Коммерческие отношения простые: одни заказывают мероприятия, буклеты, флешмобы и так далее, другие исполняют заказ. Наверняка и отчетность имеется, но в свободном доступе, как мы убедились, ее не найти. Причем исполнители из года в год одни и те же. Список их давно известен.
Главный вопрос, впрочем, не в том, сколько запросили эти самые исполнители за свои креативные потуги в борьбе с нездоровыми привычками. Вопрос в том, насколько в целом эффективны все эти чрезвычайно дорогостоящие для государства акции. Какую пользу – реальную, а не на бумаге – они приносят?
Логично спросить об этом у тех, кто находится в основной фокус-группе этих проектов. То есть курильщиков, например. О реальной отдаче работы таких НПО неоднократно высказывался организатор сообщества «Права курящих в Казахстане» Денис Ибрагимов на своей странице в социальной сети Facebook. Желающие могут ознакомиться.
– Я не могу вспомнить ни одной социальной акции или рекламы о вреде курения, которая заставила бы задуматься и остановиться, – сказал г-н Ибрагимов в интервью порталу 365info.kz. – С точки зрения курящего с многолетним стажем я могу сказать, что подобные пропагандистские меры бесполезны в принципе. Они вызывают лишь раздражение. Действовать нужно иначе. Необходимо просто сделать увлечение спортом и культ здорового образа жизни доступными. Их нельзя сделать модными, если они недоступны. У нас сейчас далеко не каждый рядовой казахстанец может позволить себе спортзал, бассейн, еще какие-то виды физической культуры. Именно здесь необходимы инициативы государства, сюда нужно вкладывать бюджетные деньги, а не в бесполезную пропаганду. Сделайте доступным здоровый досуг! Когда молодежь будет знать, что «качаться» в спортзале намного доступнее, чем купить сигареты и пиво, она этим воспользуется. Сколько средств в Казахстане расходуется на пропагандистские антитабачные кампании? Если их направлять на реальное развитие массового спорта, а не на пустую банальную пропаганду, вот тогда «мода на здоровье и спорт» станет реальностью.
Возможно, кто-то сочтет такую позицию чересчур упрощенной. Но в ее подтверждение есть реальные примеры из жизни.
Президент алматинского общественного фонда «Sport Concept» Анна Шелепова уже не раз доказала — надо не говорить о здоровом образе жизни, а заниматься реальными делами. И делать это можно и без бюджетных денег. С помощью спонсоров ей уже удалось построить в Алматы несколько универсальных спортивных площадок для жителей. Летом здесь играют в футбол, зимой – в хоккей. Есть снаряды для тренировки, баскетбольные, теннисные площадки. От желающих нет отбоя. В планах – дальнейшее развитие подобной инфраструктуры в жилых кварталах города.
– На таких площадках в день бывает как минимум 50 детей. А чаще намного больше. Это 12 тысяч посещений в год, если считать, что 50 детей будут туда приходить ежедневно. Так вот, эти дети уже вовлечены в здоровый образ жизни на практике, а не в теории. Они будут не плакаты читать, а практическим, реальным спортом заниматься, – говорит Анна Шелепова.
Причем, по ее словам, многие подростки, выросшие на таких площадках, впоследствии идут дальше в большой спорт.
– Здесь стираются все традиционные различия в подростковой среде: социальный статус (кто богатый, кто нет), характеры этих мальчишек, кто из какого района… Дети знакомятся, дружат, начинают общаться. А самое главное, у этих детей есть альтернатива привычным вещам: они отрываются от гаджетов, телевизоров, компьютеров, выходят на улицу, физически двигаются. В итоге, вокруг этих площадок концентрируются и родители. Знакомятся, начинают дружить семьями. Здоровый досуг объединяет! Начинается всё как некий детский клуб, потом дети уже с папами играют, потом к ним присоединяются и мамы. Вырастают целые «группы здоровья». Мы убеждены, что эти дети в будущем уже точно не будут курить или злоупотреблять алкоголем. А здесь такие деньги выделяет государство, и каков результат? Вместо того чтобы пропагандировать на бумаге, пусть построят хоть одну открытую спортплощадку, – предлагает «Центру ЗОЖ» президент фонда «Sport Concept».
Цифры — вещь занимательная. Выяснив в «Sport Concept» стоимость строительства качественной универсальной спортплощадки, – а это около 13 миллионов тенге, – мы сделали несложные расчеты. Если разделить 1 миллиард 329 миллионов тенге, выделенных одним только минздравом РК на пропаганду здорового образа жизни через НЦПФЗОЖ с 2010 по 2015 годы, то выходит, что на эти деньги можно было бы построить 102 площадки!
Впрочем, строить — это сложнее, чем рассказывать банальные вещи о вреде курения.