Цель любого бизнеса – это прибыль. Сегодня стало очень много бизнес-тренингов, бизнес-коучеров и бизнес-тренеров. Успех! Начните жить! Откройте свои способности! Но при таком потоке информации и новых знаний счастливых людей больше не становится. Люди посещают эти тренинги, а в их жизни ничего не происходит. Почему? Об этом сегодня мы поговорим с основателем и организатором Global Business Forum 2015-2016 в Центральной Азии Асель Садыковой.
— Асель, скажите, почему такой парадокс? И насколько все-таки эффективны эти тренинги?
— Хороший вопрос. Я больше 10 лет жила в Великобритании. И здесь тенденция — тренинг ради тренинга. Многие тренеры просто проводят тренинги как теоретики, но не практики. У них за спиной нет определенного бизнеса, живого опыта. Они не могут сказать, что я прожил это, прошел, а теперь могу сказать вам, как это сделать лучше и быстрее с наименьшими потерями. И это грустно.
— Для вас тренинги – хороший доход. Был бы плохой, вы бы этим не занимались.
— Пока я доход от тренингов в Казахстане не получила. У меня есть бизнес в Великобритании.
— Я читал в интернете, что у вас успешный бизнес в Великобритании. Какой?
— У меня два вида бизнеса. Один – недвижимость.
— Вы – риэлтор в Британии?
— Нет. Мы покупаем дома и доводим их до уровня очень комфортабельных.
— Вы повышаете их стоимость?
— Да. Потом мы или продаем, или сдаем в аренду.
— Вы – инвестор.
— Да. Второй – коучинговая академия успеха. Она предназначена для русскоговорящего населения, живущего в Британии. И когда мы обучаем других… У меня тоже свой путь. Я не родилась с золотой ложкой во рту. Мои родители – простые рабочие фабрики и завода. Я окончила школу и сказала, что поеду покорять Америку.
Но, к сожалению, я попала не в Америку, а в Великобританию. Это долгая история. Когда оказалась в Лондоне, не знала английского. Начала учиться на курсах, но деньги быстро закончились, пришлось идти работать. Тогда не было наставников, учителей и мне никто не говорил про тренинги, курсы. Но были амбиции, вера и готовность работать, несмотря ни на что.
— И вы попали в агентство недвижимости.
— Нет. Этот путь намного дольше. Это как из фильма. Мне пришлось быть даже посудомойщицей. Но я знала, где я хочу быть и почему хочу быть там.
— Коротко говоря, вы развились и поняли азы и основы бизнеса.
— В бизнес я пришла не сразу. Мы начали открывать…
— Кто — мы?
— Я всегда говорю мы, потому что за моим успехом стоит команда, которая помогала и поддерживала.
— Они наемные работники?
— Да. Но я их называю «командой».
— Они работают за зарплату?
— Да.
— Для вас они – команда. Но для других – наемные сотрудники.
— Всем, чего добилась, я обязана своим людям.
— Хорошо. Получается, вы – руководитель, владелец.
— Да.
— Скажите, какой оборот вашей компании?
— Но это уже секрет. Я не могу вам сказать.
— Обычно компании говорят – у нас такой оборот. Если он хороший, то это показатель.
— Если мы говорим о казахстанской компании, то оборот маленький. Мы считаемся малым бизнесом, потому что мы начали только в прошлом году.
— Это же лондонская компания.
— В Казахстане мы открыли казахстанскую компанию. Это не филиал, а отдельная компания.
— Казахстанская компания занимается тем же самым, что и лондонская?
— Здесь мы открыли компанию Global Business Conference.
— Это коучинговая компания. Тренинг-центр.
— Я бы не назвала это коучинговой компанией. Я четко поставила цель — мы хотим быть площадкой №1, которая предоставляет качественное обучение для предпринимателей и людей, которые стремятся к личностному росту.
— Асель, я хочу внести ясность. В начале интервью я вас не полно представил. Я думал, что мы раскроем ваш портрет в ходе беседы. Тогда, опережая события, скажу. Асель – достаточно известный в Казахстане бизнес-тренер, один из первых бизнес-тренеров, которые выступали на международных workshop в России и Европе. Вы привозили в Казахстан Ван Дамма, Роберта Кийосаки, работали с самым популярным бизнес-тренером Энтони Робинсоном. Это именитые личности в определенных кругах. Лично у меня возникает вопрос. Вот вы учите, а чего вы добились как бизнесмен? Давайте коротко. Сколько лет вашему бизнесу в Лондоне?
— Уже почти 7 лет.
— А казахстанскому?
— Мы открылись в 2015 году.
— Какого успеха добилась лондонская компания за 7 лет? Давайте в цифрах. Какой оборот?
— Когда мы начинали 7 лет назад, у нас был всего один объект. Сегодня 27 объектов недвижимости. В основном мы сдаем ее студентам, создаем такой community, где студенты могут жить и общаться. Если они учатся в разных университетах, то могут объединиться и создавать какие-то проекты. Это среда, где они могут не только жить, но и развиваться. Я делала и буду продолжать развивать людей. Если прибыль – это цель №1, то цель №2 – помогать людям получать качественное обучение. Потому что, как вы сами говорите, тренингов много, а эффекта нет. Они говорят – я пошел, потусовался.
— Нет. Они так не говорят. Они искренне верят, что что-то произойдет, и они круто изменят свою жизнь.
— Из моего опыта. Я провела тысячи тренингов в 12 городах. Это разные страны, разные люди, разные национальности. Но есть одно общее сходство. На моем семинаре сидят в одной комнате два человека на первой парте, слушают один и тот же тренинг, один и тот же контент, в одной и той же комнате. Уходят. Один берет эти инструменты и добивается колоссальных успехов: «Я ушел с работы, которую ненавидел, я наконец-то занялся делом своей жизни. А раньше у меня не было стальных яиц, чтобы это сделать!» А у второго, сидевшего рядом, ничего не произошло. Вопрос: почему?
— Почему? Мы начали с этого вопроса.
— Я хочу на него ответить.
— Я дам вам возможность ответить на этот вопрос, но хочу внести ремарку. Вы только что сказали о 50%-ной эффективности. Один сделал, другой нет.
— Я не говорю о такой эффективности. Намного меньше. Я просто пример привела.
— Более уместно сказать, что вас прослушало 100 человек и только 3 что-то изменили.
— На самом деле 20% к 80%.
— Я интересовался вашими тренингами в интернете и видел ваше изречение про 20% к 80%. Это еще называется законом Парето, или законом Мерфи еще называют. А почему так происходит?
— Я считаю, что каждому из нас дается одинаковый шанс пойти по пути успеха или принять все, что на тебя жизнь навалила и говорить, что ничего не выйдет, потому что не родился с золотой ложкой во рту, нет поддержки. Или можно вырастить себя с нуля. Но есть причина. Если твое понимание, почему ты этого должен добиться, недостаточно большое, ты этого никогда не добьешься. Мое большое почему – это мои родители. Когда я росла, прибегала к маме и говорила: «Мама, у моей подруги крутой пуховик». Мама говорила: «У нас нет денег». Всегда был один и тот же ответ. Я не хотела, чтобы мои родители нуждались. Я старалась сделать все возможное, чтобы у нас был выбор. Деньги – это всего лишь выбор.
— Получается, все зависит от человека.
— Конечно.
— Вопрос далеко не праздный, потому что тренинги эти не дешевые. Даже условно дешевые тренинги стоят нормальных денег. Пойти к именитому специалисту, коучеру стоит дорого. Человек стоит перед выбором. Он хочет развиться, хочет вылезти из этой жизни, но на кону стоят деньги, которые ему не так легко даются, раз он в такой ситуации. И он с радостью готов заплатить за разрешение этого вопроса, но поможет ли? Получается, раз он отдал свои кровные деньги, то будет стараться. А если не выходит – значит, как вы сказали, не так сильно хотел.
— Классный point. Шокан, я заплатила фитнес-клубу такую-то цену и не похудела, такая же пухлая. Я прихожу и говорю тренеру: «Я не похудела. Почему я не стройная?» Потому что я ела шоколад и мороженое. Я заявляю: «Куаныш, я заплатила тебе 1000$ за индивидуальные занятия. Я не похудела. А это мои кровные деньги». И тренера выставляют на общий суд. Этот фитнес не работает. Но я ела шоколад!
— Здесь можно поспорить. Он как тренер плохо поработал с вами, не промыл мозги.
— 5 удачных пойнтов, когда девушки, такие же полные, как я, похудели. Потому что приложили усилия, отказались от шоколада, вставали в 6 утра.
— А разве задача коучера – не воодушевить человека надолго? Информация есть и в интернете, ее можно и самому прочитать.
— Это все равно, что требовать от беговой дорожки, которую купил в магазине: «Верни мои деньги!»
— Я вам привожу разницу. Дорожка и тренер, который ставит на дорожку – это нечто прилагаемое. А истинный коучер, на мой взгляд, тот, кто проводит некие внутренние изменения, чтобы он встал на эту дорожку.
— Изменения есть. Другое дело, если вы мне скажете, чтобы 100% людей получали изменения. Такого не было в моей практике.
— Это невозможно.
— Потому что это то же, что с фитнесом. Инструктор сказал мне: «Асель, ты можешь заплатить мне хоть 10 тысяч $, это не поможет».
— Получается, если даже на весах стоят деньги или жизнь, все равно есть риск, что это не поможет.
— Дело не в деньгах. Его большое «Почему должно быть? Почему я должен сделать эту перемену?» Я приходила в эту заплесневелую комнату, было холодно, не было газа и света, нечем было заправить эту карточку, чтобы дома был свет. И я знала, что мне нужно добиться успеха. И я работала. 10 часов мыла посуду на работе. Приходила домой и читала стопку книг при свече. Потому что
я хотела знать, что думает Дональд Трамп, как думает Ричард Брэнсон. А потом волей судьбы получилось, что я с ними работать стала
Мы стали проводить их семинары. А людям, отработавшим 10 часов на работе, лень заниматься дома, строить что-то личное.
— А не проще сказать – что вы паритесь, зачем тратите деньги? Все равно ничего не получится. Вы должны поместить себя в условия хуже, чем имеете, выйти из зоны комфорта. И может что-то получится.
— Но, Шокан, вы не можете решать за людей. Им можно дать только шанс, они свою жизнь должны делать сами. Вы приходите в фитнес-клуб, а они говорят: «Шокан, я на тебя смотрю, не трать деньги, иди домой спать». Вы бы были в ярости.
— Я понимаю, что мы сейчас не об этом. «Я изменю вашу жизнь»…
— Я никогда не говорю, что изменю жизнь. Я даю инструмент, чтобы вы им воспользовались или нет. Я вижу тренеров, которые говорят, что тебе ничего не нужно делать. Трансформация будет бум-бум. Этого не будет.
— А вам не кажется, Асель, что тренинги – нечто подобное фокусу? Распиаренное понятие успеха? Успех! Успех! Какая-то каша в голове. Тем более люди пребывают не в самом лучшей своей физической и психической форме.
— Это есть.
— Они идут зомбированные к тренеру. Сам тренинг — это психологический трюк. Как раз удобно, когда много людей. Толпой всегда управлять легче. Они зажигаются. «Да! Я это сделаю! Жизнь изменю!» Вы ему мысль вталкиваете. А он думает: «Это же элементарно. Как я этого не мог понять!» Он конспекты пишет, начинает со всеми знакомиться, потом возвращается домой. Есть понятие закона притяжения. Он увидит знакомые лица, посмотрит привычную программу, откроет привычное пиво, поговорит с друзьями, кто-то ему скажет: «Что ты паришься? Пойдем в бар выпьем!» И он понимает, что ничего не изменилось.
— Это правда. И есть две причины. Первая – не было большого почему. Мы называем таких людей «наркоманами семинаров». Он пришел и получил свою дозу. Уау! Я все могу! Потом он пошел на ту же работу,
присоединился к тем же нытикам, которые винят государство и политиков. Всех вокруг винят, кроме себя самого. Нытики ноют вместе
Он попадает в свою среду. Но есть люди, которые приходят и говорят: «Я понял, что отравляю себе жизнь. Я навсегда запомнила слова, которые мне говорили наставники – окружение сильнее твоей силы воли. Я спорила. Мне говорили – вот отправим тебя сегодня в Антарктику, посмотрим, какая у тебя сила воли.
— С белыми медведями подружиться.
— Да. Посмотрим, как твоя сила воли преодолеет весть этот мороз. Окружение влияет – это первое. Про то, что заряжает. Почему я сразу отказалась от тренеров? Мне много предложений посыпалось. Мы организовывали крупные семинары. Дональда Трампа в Лондон привозили, Ричарда Брэнсона. Я отказалась привозить тренеров, которые говорили: «Асель, я могу выступить». Но я привезла владелицу сети «Каганат» Чинару. Она начинала с нуля. Сумками с барахолки носила продукты, с кассы вытаскивала деньги, на которые только что в «Каганат» купили еду, в дождь, в снег с мокрыми ногами бежала домой. Она строила свой бизнес с нуля. Я привожу ее, потому что есть история успеха. Я привожу практиков-бизнесменов, которые могут поделиться опытом, а не просто пусто зарядить. Он может это сделать. Но есть инструменты – шаги. Чтобы похудеть, нужно отказаться от мороженого, отказаться от нытиков, питать свой мозг. Если это фитнес, нужно начать есть салаты.
— Асель, я вас прекрасно понимаю. У меня такой склад ума, я всегда стремился к саморазвитию. И это самое ценное, что есть в человеке, на мой взгляд. Стремление к познанию большего. В последнее время я понял, что таких людей большинство. Никто не хочет находиться в плохом положении – финансовом или физическом. Но сложилось впечатление, что многие умные люди стали использовать эту человеческую слабость и стремление в корыстных целях. Подсаживают человека на это, чтобы он еще и постоянным клиентом был. Вопрос чистоплотности…
— Это правильно. Чем мы отличаемся? Я говорю так, и моя команда об этом знает. Если человек после первого дня несчастлив по каким-то параметрам, мы возвращаем 100% суммы. Потому что наша задача – дать человеку качественную платформу.
— Возврат тоже существует.
— Это правило № 1. И если человек говорит – это не мое, мы говорим no question. Потому что мы даем гарантию. Нам не нужны деньги клиента, которому это не нужно.
— Согласен. Асель, вы позиционируетесь как ученица Тони Роббинсона. Как так получилось?
— Очень просто. Волею судьбы я попала в самую крупную компанию – мирового лидера по организации крупных семинаров, конференций, конгрессов. Тогда я еще нянькой работала в Лондоне. Я пришла на семинар, чтобы также получить инструменты. Там была русская делегация. Переводчик подвел, не пришел. Они сидят и ни слова не понимают. А я рядом слышу, что они говорят, как мы будем 3 дня слушать Харва Экера? Кстати, тоже мой наставник. Я сказала: «Я понимаю по-русски, говорю по-английски. Давайте я вам помогу». Я 3 дня переводила. Причем бесплатно. Сзади с микрофоном синхронно переводила. В это время меня заметила гендиректор этой корпорации, она подошла и говорит: «Ты удивительная. 3 дня переводить без смены. Я хочу, чтобы ты работала в нашей компании».
— Это компания непосредственно Тони Роббинсона?
— Нет. Он только один из спикеров, которых мы привозили.
— А как вы стали его ученицей?
— Мы проводили его мероприятия. Естественно, я буду учиться у него. Мы – организаторы и ученики.
— У него личная аудиенция стоит 1 млн $.
— Это его личный коуч. Он тренировал принцессу Диану, Горбачева.
— А как вы смогли получить обучение?
— Потому что я попала в этот бизнес.
— Бесплатно.
— Конечно. Мне повезло. Но это не значит, что я такая счастливая.
— Просто заявление, что ученица такого мастистого коуча многого стоит. Люди задаются вопросом – насколько это заявление оправдано.
— Я проводила его мероприятия по всей Европе.
— Проводить – одно…
— Сам Тони Роббинс… Я — единственная русскоговорящая, которая проводит его коучи. Но я не хочу прикрываться Тони Роббинсом. Я даже не рекламирую себя как его ученица. Может в интернете это где-то есть. Я больше рекламирую себя как Global Business Forum в Казахстане. Площадка №1 для обучения. Я не хочу прикрываться титулами. Когда человек доходит до определенного уровня, титулы начинают напрягать. Раньше мне хотелось, это было круто, а сейчас я хочу быть просто бизнесменом, который представляет мегакачественное обучение для людей. Чтобы предприниматель пришел, получил инструменты и сказал: «Уау!» Мы провели «Бизнес-мастерство» 4 дня. Я создала программу, когда на третий день мы разбиваемся на 4 команды и я говорю – создать бизнес с нуля. Я даю им инвестицию 1000 тенге. Мы все бизнесмены. Я говорю, что деньги, которые мы соберем, пойдут на благотворительность. Мы собрали 9 млн. И мы отдаем это на благотворительность. Разве это не круто!
— Это круто! Основную вашу мысль я уловил. Ваша направленность – реальная эффективность ваших тренингов и благотворительность. Вы имеете главный навык тренера – пламенно говорить. И этого у вас не отнять. Я даже думаю посетить один из ваших тренингов.
— Советую «Разбуди в себе гиганта».
— Мне как раз надо гиганта разбудить. Я устал быть маленьким человеком. Думаю, для тех, кто сегодня был с нами, мы с Асель немного внесли ясность. Если вы хотите посетить тренинги личностного роста или развития финансовых навыков, каковы шансы получить результат?
— Волшебной таблетки нет. Человек сам должен сделать выбор и предпринять шаги.
— Для меня главный критерий – эффективность, сам мог стать неплохим коучером, потому что для коучера самое главное – умение зажигать людей. Я пою в группе All Davai. Неплохие деньги зарабатываем, потому что умеем зажигать народ, чтобы все веселились, как один. Этим я зарабатываю на хлеб. Но уметь зажигать и помогать людям решать финансовые проблемы – это немного другое. Поэтому для меня важный момент, чтобы это не превращалось в коммерцию. Конечно, каждый труд должен оплачиваться, тем более если он приносит такие изменения в жизни. Но все должно быть честно. Асель, спасибо вам большое! Вы, безусловно, интересная личность. У меня есть планы поговорить о ваших коучингах, таких как лидерство, управление персоналом. «Разбуди в себе гиганта» с точки зрения маркетинга звучит вообще очень грамотно.
Асель Садыкова,
Видеоверсию смотрите здесь