«Если США намерены далее противостоять России и Ирану, а также помочь Европе улучшить ее энергетическую логистику, они не могут игнорировать стратегическую важность Каспия». С таким посылом американский политолог из фонда Heritage Foundation Люк Коффи опубликовал работу, посвященную анализу расклада сил в Каспийском регионе.
Предлагаем вашему вниманию четвертую, финальную часть. Читайте также:
Четыре главные цели США на Каспии (часть 1)
Каспий — шахматная доска: взгляд политолога из США (часть 2)
Цена ответа на вопрос «Каспий — море или озеро?» глазами США (часть 3)
«Первый нефтяной трубопровод в регионе был построен в 1906 г. от Баку до Батуми. Сегодня имеются планы полностью видоизменить всю картину центрально-азиатской транспортировки нефти и газа — построить трубопровод «Туркменистан-Афганистан- Пакистан-Индия» длиной не менее трех тысяч километров. Это помогло бы наладить поток туркменского природного газа в Индию с тем, чтобы заблокировать рост гегемонии России и Китая на энергетических рынках региона.
Начало реализации проекта откладывалось практически десять лет — из-за событий в Афганистане и некоторых юридических вопросов со стороны Туркменистана.
Западные политологи считают, что оба препятствия устранены, пора начать строительство трубопровода уже в 2016 г.
Европа уже обеспечила себе доступ к углеводородам Каспия, в первую очередь — Азербайджана. Соответственно, Европе надлежит ускоренно застолбить себе как можно больше долей участия в энергетике Центральной Азии с тем, чтобы обойти Иран и Россию. Транс-Каспийский трубопровод был бы самым экономически жизнеспособным вариантом отправки туркменского газа в Европу, но ни Иран, ни Россия не хотели бы видеть его реализованным. Туркменистан и Азербайджан не сделают ни шагу в этом направлении, опасаясь прямых военных мер или таких действий, которые просто отвадят любых потенциальных инвесторов.
При этом в марте 2015 г. все-таки было начато строительство Транс-Анатолийского газопровода (завершение запланировано на 2018 г.), чтобы далее соединиться с Транс-Адриатическим трубопроводом, который будет построен от турецко-греческой границы до Албании и далее до Италии и Адриатики.
Эти системы трубопроводов, в дополнение к существующему Южно-Кавказскому трубопроводу, составят Южный газовый коридор
длиной до 3500 км, который будет поставлять 60 миллиардов кубических метров газа в Европу.
При этом Каспий еще является и важной частью транспортного коридора «Север-Юг». Близится к завершению строительство железнодорожной ветки Карс-Тбилиси-Баку — современной реинкарнации знаменитого Транскавказского железнодорожного пути. Ожидается, что по данной ветке каждый год будет перевозиться 15 миллионов тонн грузов и 3 миллиона пассажиров.
Со своей стороны Китай агрессивно вкладывает миллиарды долларов в инфраструктурные проекты, модернизацию и общее распространение своего влияния (программа «Один пояс-Один путь»).
Россия выдвигает проект строительства железной дороги, которая кольцом обовьет по периметру Каспий и соединит все прикаспийские государства. В 2014 г. завершено строительством полукольцо, охватывающее Казахстан, Туркменистан и Иран. Ожидается, что в 2016 г. будет завершена западная половина кольца, соединяющая Иран и Азербайджан. Западные политологи считают, что ввиду близости трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», Южно-Кавказского трубопровода и железной дороги Карс-Тбилиси-Баку к Нагорному Карабаху (15 км),
Россия не будет заинтересована в скорейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта, так как философия России не предусматривает другие варианты обеспечения Европы энергоносителями, кроме самой России
Россия и Иран, как два бесспорных лидера Каспия, преследуют свои цели, но разделяют намерение расширить свое влияние на другие прикаспийские страны и держать влияние Запада и США на удалении от региона. После подписания венского соглашения Иран станет более активен на Каспии. Казахстан будет оставаться настороженным относительно планов Москвы. Астана будет считать свое членство в разного рода постсоветских организациях как обязательство, а не выгоду. Ничто не указывает на то, что Туркменистан откроется, но в случае реализации Транс-Каспийского газопровода Ашхабад начнет играть очень весомую роль в избавлении Европы от зависимости от российских углеводородов. Азербайджан только в силу своего положения всегда будет играть важную роль в стратегическом развитии региона. Но
пока все пять прикаспийских стран не диверсифицируют свои национальные экономики, особенно в свете падения цен на нефть, их будущее представляется достаточно блеклым