Возможно ли появление единых стандартов образования в странах ЕАЭС? Будут ли внедрены в государствах экономического союза «евразийские» дипломы? Приведут ли в единое соответствие учебники по истории стран СНГ? На эти и другие вопросы пытались ответить участники экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы.
Как пояснил участник экспертного клуба — известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев, — образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса.
— Есть ряд высших учебных заведений, которые активно встраиваются в интеграционные идеи, — пишет аналитик. — В Казахстане это, например, Евразийский национальный университет им. Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби. Среди научных учреждений тоже много организаций, которые занимаются данной проблематикой. Например, Казахстанский институт стратегических исследований, Институт евразийской интеграции и другие. В России — это МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, Университет дружбы народов, привлекающие в свои стены студентов из самых разных стран мира.
В публичном пространстве озвучиваются самые разные идеи – от разработки концепции общих евразийских учебников до внедрения дипломов евразийского образца. Впрочем, взаимное признание дипломов, за исключением нескольких специальностей (медицина, фармацевтика, педагогика и юриспруденция), прописано в договоре о создании ЕАЭС. Однако на сегодня различия в образовательных программах и подходах весьма существенные и начинаются они со школьной скамьи. В частности,
в государствах евразийской пятерки предусмотрен разный срок обучения в средней школе, отличаются и формы сдачи выпускных экзаменов
Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы образования, это будет устраивать и работодателей, которые смогут понять, чего ожидать от того или иного выпускника. Но еще нужно думать о том, какие специальности будут востребованы на едином рынке труда, учитывая, что сейчас все страны ЕАЭС находятся в экономическом кризисе и ряд специалистов, в случае, если, например, строительство притормаживает свой рост, остаются без работы. Соответственно, возникает вопрос: нужна ли нам вообще подготовка единых специалистов?
Политолог Антон Морозов отметил, что вопросы образования – это в первую очередь вопросы конкурентоспособности человеческого капитала. Поэтому любые шаги в этой сфере должны быть осторожными и выверенными. Хоть и нынешнее состояние системы образования, по его выражению, «далеко не предел мечтаний», интеграция в данной области, особенно если она будет поспешной и непродуманной, может нанести серьезный удар по кадровому потенциалу ЕАЭС. К тому же, считает политолог, есть определенные препятствия для сближения образовательных программ стран-союзниц.
— В Казахстане, в России и, я уверен, в Кыргызстане, Беларуси и Армении образование очень сильно идеологизировано, – высказывается А. Морозов. — Я не буду давать оценок – хорошо это или плохо, но это реальное препятствие.
В гуманитарной сфере закладывается огромный идеологический багаж, привести учебные программы к единому знаменателю будет очень сложно
С этим согласилась директор центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Лайла Ахметова. В качестве примера она взяла историю, период Великой Отечественной войны.
— Постоянно говорят о мифологизации войны, предлагают написать одну общую историю. Все это провозглашается на ежегодных конференциях. В этом году на одной из них я заявила: мы никогда не сделаем единого учебника, потому что
казахи думают, что первым флаг на Рейхстаге установил один человек, а грузины говорят, что другой
— И таких вопросов уйма. Если мы делаем единый учебник, нужна международная экспертиза. Пусть, к примеру, четыре человека – из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана – прочитают казахстанскую часть учебника и скажут, что с ней согласны. Но разве мы разрешим делать так наши учебники? – задала риторический вопрос профессор КазНУ. – Однако в этом случае мифологизации было бы меньше. Не стали бы, может, отчаянно искажать факты, как в Кыргызстане, где стали говорить, будто Панфиловская дивизия формировалась в Панфиловском районе Киргизской ССР, а потом ехала через Казахстан и здесь захватила с собой некоторое количество человек… Я утрирую, конечно, но если такие вещи рассказывает офицер, представитель Министерства обороны Кыргызской Республики, просто теряешься.
Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан», обратил внимание на то, что вопросы унификации образовательных стандартов и программ не институционализированы в рамках ЕАЭС. По его мнению, это свидетельствует о том, что интеграции образования не придается особого значения на высшем уровне.
— Говоря об интеграции образования, важно понимать, о каких уровнях идет речь – школьном образовании, среднем специальном или высшем, а также о каких степенях интеграции мы говорим. Понятно, что на уровне школьного образования глубокая интеграция – когда у вас одни учебники, скажем, по истории, – исключена, потому что важная задача школьного образования – формирование гражданина одного национального государства. Сюда вмешиваться наднациональным органам не дадут, – подчеркнул С. Домнин.
Что же касается уровня технического образования, то журналист уверен, в данном случае гораздо важнее практические навыки.
Если сварщик владеет необходимыми технологиями, то уже не столь важно, есть ли у него диплом и какого он образца
В сфере высшего и послевузовского образования болезненным и чувствительным вопросом остается нострификация, то есть взаимное признание дипломов и ученых степеней. По словам Домнина, данный вопрос нужно решить в рамках ЕАЭС раз и навсегда – сделать процесс максимально простым и прозрачным.
Между тем директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев полагает, что интеграция образовательных моделей и программ может проводиться частично. Причем в основном данная интеграция будет касаться темы самой интеграции.
— Любое образование выполняет, на мой взгляд, три ключевых функции – познавательную, практическую (с ориентацией на конкретные отрасли труда и занятости), а также идеологическую. В последнем случае
можно отметить заметную пропаганду евразийских ценностей и идей через систему образования,
что особенно наблюдается в России. Вместе с тем системная и, что главное, слаженная совместная работа всех стран-участниц союза в данном направлении не всегда просматривается. Прежде всего, в силу того, что у каждой страны есть свои подходы и видение, в основном у глав государств, относительно актуальности и развития евразийской интеграции. Поэтому идеолого-пропагандистская работа относительно членства в ЕАЭС у каждой страны-участницы собственная и отличающаяся от других. Так что использовать систему образования для соответствующей идеологической работы в пятистороннем формате вряд ли удастся, – считает политолог. – Другое дело, если активно использовать познавательную функцию образования. Самым простым здесь может стать введение в учебники географии для средних школ определенных разделов, посвященных основным вопросам создания, структуры, функционирования и перспектив дальнейшего развития ЕАЭС. Наряду с аналогичным описанием других международных и региональных объединений. В вузах вообще можно ввести спецкурсы по вопросам евразийской интеграции на отделениях международных отношений, международной экономики, регионоведения, разработать и издать соответствующие учебные пособия.
Но все же есть пространство и для интеграции образования не ради идеологии, уверен Андрей Чеботарев. Вряд ли у стран ЕАЭС могут возникнуть разногласия в отношении точных наук. Математика, физика, химия едины для всех и не несут никакой идеологической нагрузки.
— Данное предложение актуально, поскольку все страны Евразийского экономического союза заинтересованы в развитии промышленного производства, наукоемких сфер, инноваций, — подвел итоги Эдуард Полетаев. — Потому объединение евразийских умов для создания общих, более эффективных программ обучения точным наукам на пространстве ЕАЭС могло бы заинтересовать всех участников союза. Соответственно, разработка общих стандартов и квалификационных требований могла бы способствовать повышению качества технического образования в рамках интеграционного объединения. В конечном итоге диплом технического специалиста евразийского образца мог бы стать чем-то большим, чем просто свидетельством об окончании вуза.