Казахстан уже не раз попадал в щекотливые ситуации, когда ссорились между собой его соседи и друзья. И всегда наша страна находила разумный выход. Найдет она его и сейчас — считает известный казахстанский политолог Эдуард Полетаев.
— К сожалению, многовекторная политика зачастую чревата вот такими неприятными сюрпризами, — сообщил в интервью 365info.kz Эдуард Полетаев. — Но у Астаны уже есть опыт выхода из таких скользких ситуаций. И в этот раз, я думаю,
правительство Казахстана будет предлагать сугубо мирный переговорный вариант выхода из конфликта
Возможно, именно Казахстан станет посредником в этой непростой ситуации.
Проблема даже не в том, как сейчас решится конфликт со сбитым самолетом (ведь практика показывает, что случаи со сбитыми самолетами редко кончаются вооруженными конфликтами), а в том, как сложатся отношения России и Турции в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Здесь нужно выдержать грамотную паузу — ведь сейчас все взвинчены, в оценках преобладают эмоции, а не факты
И кроме этого идет массовый вброс «дезы» через СМИ. Когда ситуация успокоится и перейдет в плоскость разумных переговоров, тогда Казахстан и скажет свое весомое слово.
Инцидент с Су-24 в небе Сирии вызвал жесткую реакцию со стороны не только президента России Владимира Путина, но и Госдумы, и Совета Федерации. Депутаты призвали президента разорвать дипломатические отношения с Турцией. Многие народные избранники и общественники уверены — нужно принять меры экономического характера по запрету полетов россиян в Турцию и вводу торгового эмбарго.
Если эти предложения будут реализованы, бюджет Турции потеряет сразу не менее $6 млрд.
Как пишут «Известия», в Общественной палате предлагают распространить на Турцию продуктовое эмбарго. Запрет может распространиться на ввоз мяса, рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей по аналогии с тем, как это было сделано в отношении стран ЕС, США и так далее.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев этого года экспорт продукции из России в Турцию составил $15 млрд, импорт — $3 млрд.
Россия действительно импортирует из Турции в основном овощи и фрукты, сумма этих поставок за три квартала этого года составила $748 млн. Из фруктов Россия в большом объеме закупает турецкие цитрусовые, в этом году сумма поставок составила $135 млн, из которых на лимоны приходится $48,3 млн, на мандарины — $43 млн, на апельсины — $29 млн, на грейпфруты — $15 млн
Помимо овощей и фруктов, Турция также экспортирует в Россию в большом объеме одежду. Сумма поставок за девять месяцев этого года составила $290 млн. Поставляются и легковые автомобили — в этом году на сумму $53 млн, и пластмасса — $166 млн.
И кроме этого в Кремле рассматриваются варианты и других жестких мер в отношении Турции. Так, возможно, «Газпром» даст оценку целесообразности продолжения реализации проекта газопровода «Турецкий поток».
Под угрозой может оказаться и крупнейший энергетический контракт между двумя странами — о строительстве «Росатомом» первой в Турции АЭС Аккую. Стоимость сделки оценивается в 22 миллиарда долларов, что делает ее самой большой в портфеле российской госкорпорации. В свою очередь Турция, как отмечает Лента.ру, может ограничить проход российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы, что скажется, в частности, на снабжении авиабазы Хмеймим в Сирии. Однако согласно конвенции Монтре от 1936 года, которая регулирует режим прохода через проливы,
на закрытие Босфора Анкара может пойти только если сочтет, что ей угрожает война.
Но даже в таком случае свобода торгового судоходства сохранится, хотя и с определенными ограничениями. Полный запрет Турция может наложить только в том случае, если сама вступит в войну.