Казкоммерцбанк несколько раз менял Куралай Нуркадиловой предмет залога, требуя заложить что-нибудь еще. В итоге модельер предложила… себя.
В нашумевшем деле «Куралай Нуркадилова vs Казкоммерцбанк» появились любопытные подробности. Оказывается, помимо того, что банк
неоднократно после реструктуризаций кредита незаконно увеличивал заемщице сумму основного долга, он потребовал выставить в качестве залога имущество, в несколько раз превышающее по стоимости сам кредит.
— Незадолго до того, как у меня возникла с банком конфликтная ситуация, я хотела уменьшить сумму основного долга и внесла единовременный платеж в размере 10 млн тенге, — рассказала модельер. — Это были предновогодние дни, у банка как раз был какой-то переезд, поэтому этот платеж странным образом не был учтен. Помимо этого еще множество моментов некорректной работы банка. В общей сложности нами было подписано семь дополнительных соглашений, одно из которых — шестое — безвозвратно утеряно. Парадокс заключается в том, что это дополнительное соглашение я подписала, было передано сотруднику банка для дальнейшего оформления, но ко мне так и не вернулось. Я законопослушный заемщик с безупречной репутацией. Сотрудничая с другими банками, всегда своевременно оплачивала кредиты и закрывала их досрочно. В ситуации с «Казкомом» получилось так, что сколько бы средств я ни переплачивала за кредит, его сумма не уменьшалась, а только увеличивалась. В итоге они подают на меня в суд как на ненадежного клиента с намерением досрочно расторгнуть кредитный договор и требуют выплатить больше, чем я изначально занимала.
Сколько бы средств я ни переплачивала за кредит, его сумма не уменьшалась, а только увеличивалась
По словам Куралай Нуркадиловой, аппетиты банка постоянно росли не только в отношении суммы займа и процентов, но также в части залогового имущества.
— Изначально в качестве обеспечения по этому ипотечному кредиту был заложен дом, затем банк потребовал предоставить гарантов, что я сделала. При подписании одного из последующих допсоглашений я увидела в тексте новое требование банка — заложить 100% доли в бизнесе, с чем я не была согласна категорически, и предложила в качестве альтернативы офисное здание дома моды «Куралай». Перед подписанием нового документа я внимательно его изучила, и что я увидела? Из перечня залогового имущества так и не был исключен пункт с долей бизнеса, но зато добавился пункт с офисным зданием. Таким образом, сумма залога превысила сумму кредита в 4 раза! И при всем при этом меня включили в перечень нелояльных клиентов! — возмущена модельер. — Однажды я попросила банк предоставить мне гарантийное письмо для участия в тендере. В ответ на мою просьбу представители банка спросили: «Что еще вы можете выставить в качестве залога?» Я не выдержала и сказала, что могу предложить только себя.
Куралай Нуркадилова лично присутствует на каждом судебном заседании, отвечает на вопросы судей, пытается докопаться до истины и доказать свою правоту. Ездила она и в Астану в Верховный суд, заседание в котором оказалось в ее деле победоносным.
— Если мне с моим именем и репутацией сложно бороться в сложившейся ситуации, то как простые люди что-то пытаются решить? Я все время теперь об этом думаю, — говорит Куралай.
Представитель Куралай Нуркадиловой в суде Евгений Прицкер историю со своей доверительницей называет повсеместной практикой банков, а этот случай, когда удалось достучаться до высшей судебной инстанции, беспрецедентным.