18 февраля на улице Карасай батыра в районе «Весновки» автомобиль Toyota Corolla Levin сбил трех пешеходов на тротуаре. По словам одного из пострадавших, водитель действовал по обкатанной схеме: нашел очевидцев, выдвинул полицейским свою версию ДТП и спрятался за спиной отца. Тем временем еще одна пострадавшая находится в тяжелом состоянии. Юристы не исключают, что водитель может уйти от наказания за примирением сторон.
Пострадавшая девушка сейчас находится в реанимационном отделении в тяжелом состоянии. Об этом сообщила родственница жертвы наезда.
— Она сейчас находится в реанимации в тяжелом состоянии. Больше ничего комментировать не буду. Мы сами пока ничего не знаем, — сказала по телефону тетя пострадавшей.
Рауан Маемиров возвращался с семьей из больницы, как вдруг на тротуар, по которому спокойно шли люди, вылетела Toyota Corolla Levin. Как рассказывает Рауан, за рулем авто находился молодой парень.
— Жена успела отскочить, но я с ребенком на руках попал на край капота и с разворота упал на землю, на спину, мои толстовка и куртка смягчили дочке падение. Кроме грязи из-под колес на лице и плача от резкого пробуждения, с ней, к счастью, ничего плохого не случилось. Я отделался гигантской ссадиной на ноге, остальное семейство — испугом и слезами, — рассказывает Рауан Маемиров.
За семьей Рауана шла молодая девушка лет 20-ти. Ей повезло гораздо меньше. Ее протащило на капоте машины около 5 метров, после чего автомобиль съехал в кювет, рассказывает пострадавший очевидец.
Первый звонок Рауан сделал в контакт-центр общей системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.
— В диспетчерской службе 112 грубо ответили, чтобы я звонил в 103 и бросили трубку. В это время мимо проезжала патрульная машина, которую я остановил и просил сделать что-нибудь. Полковник, впоследствии неохотно представившийся неким Куркембаевым Жаркыном, записал данные пострадавших и очевидцев и заверил, что полиция уже в пути. Однако, когда я все же дозвонился до 102, обнаружилось, что заявок на наше ДТП не поступало. Первая неотложка приехала лишь спустя 20 минут — все это время девушка лежала под капотом в шоке и слезах, повторяя ‘басым, басым’. Она в полной растерянности пыталась встать, но прохожие на всякий случай ее держали, вдруг у нее что не так с позвоночником. Как потом сказали родственники, ее забрали на рентген, но затем им отзвонились с апдейтом, что она в реанимации. На вопрос, что делать мне, чтобы проверить состояние здоровья мое и семьи, были непонятные отсылы в 103, где я «висел» на ожидании, и в конце концов с той стороны звонок сбросили. Жена с ребенком уехали назад в нашу больницу, а я ждал дальнейших событий. Вторая неотложка прибыла уже через 40 минут после ДТП, молодой фельдшер сунула мне какую-то бумажку с заключением ‘ушиб почки’ и что-то там еще про мягкие ткани голени, но от госпитализации я отказался, — рассказывает Рауан на своей странице в Facebook.
Спустя полчаса после происшествия прибыли дорожно-патрульные полицейские. Поведение инспекторов возмутило пострадавшего.
— Сотрудник жолпола вел себя крайне неадекватно — «братался» с тем полковником, ведя с ним задушевные разговоры, и позволял себе неуместные шутки в том духе, что живы же остались, что вам еще нужно. На мой вопрос, почему он бездействует, ответил, что происшествием будет заниматься рабочая группа. А рабочая группа прибыла лишь спустя 2 часа, в 12:04, когда все очевидцы уже разошлись, — продолжает свой рассказ Рауан.
Позже на место происшествия приехал отец водителя. Рауан рассказывает, что мужчина попытался уладить ситуацию своими методами: мол, прости, с кем не бывает. Вместе с тем водитель изложил уже свою версию ДТП подъехавшим полицейским.
— Водитель утверждал, что его подрезала какая-то машина, которая, конечно же, давно и удачно скрылась. Говорят, он даже нашел себе двух очевидцев. Но движения в это время там практически не было, иначе он бы врезался на встречке, а не косил пешеходов на тротуаре противоположной стороны. Но по-настоящему я удивился, когда он даже не упомянул гаишникам, что вообще как-то сбивал меня, а начал смягчать детали, сводя все чуть ли не к тому, что он девушку прокатил на капоте, а она потом с него упала, — рассказывает участник ДТП.
Рауану Маемирову инспекторы даже не вручили копию протокола и схемы ДТП. С жалобой на сотрудников полиции он обратился к начальнику ДВД Алматы Серику Кудебаеву.
Известный адвокат Джохар Утебеков в действиях полицейских увидел нарушение законодательства РК. Полицейские обязаны были выдать копию протокола всем пострадавшим.
— Пострадавшим на месте должны вручать протокол ДТП. Согласно ч. 1 ст. 806 КоАП РК, протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения. Согласно ч. 8 ст. 803 потерпевшему в ДТП копия протокола об административном правонарушении вручается немедленно после его составления, — разъясняет Утебеков.
Какое наказание за совершение ДТП может грозить водителю Toyota, зависит от степени нанесенного вреда здоровью пострадавшей:
— Все зависит от степени вреда здоровью. Если вред здоровью пострадавшей девушке нанесен средней тяжести, по ст. 345, ч.1 УК РК. водителю грозит наказание — общественные работы до 240 часов или штраф до 600 тысяч тенге (до 300 МРП). Если тяжкий вред здоровью, то там уже возможно лишение свободы до 2 лет, — комментирует Утебеков.
Джохар Утебеков напомнил, что если девушке нанесен вред здоровью средней тяжести, водитель может избежать наказания по схеме Максата Усенова:
— Главный промах законодателя в том, что теперь по вреду здоровью средней тяжести можно примириться, поскольку этот состав перенесен в Уголовный кодекс и считается уголовным проступком. В старых кодексах это правонарушение было в Административном кодексе и примириться по нему не могли.
Между тем, в пресс-службе ДВД Алматы никак не прокомментировали произошедшее ДТП, сославшись на отсутствие официального запроса. Запрос мы отправили, ждем.