Когда в 1914 году началась Первая мировая война, никто из участников не думал, что она продлится так долго, приведет к таким жертвам и что целый ряд великих империй ее просто не переживет. Эта война стала поворотным пунктом в истории, она перевернула всю существовавшую ранее действительность. И хотя потом была еще и Вторая мировая война с ее колоссальным количеством жертв, но прежняя история Европы и европоцентризма закончилась именно во время Первой мировой войны.
Характерно, что Вторая мировая война своим масштабом и своими ужасами в определенной степени скрыла от последующих поколений Первую мировую войну. Сегодня последняя кажется чем-то очень далеким, почти как Столетняя война французов и англичан или война за испанское наследство. В то время как Вторая мировая война все еще рядом с нами, еще живы последние ветераны, еще продолжаются идеологические битвы относительно того, кто был прав или не совсем прав в этой страшной войне. Вторая мировая все еще живет в современной политике и в жизни людей, чего не скажешь про события столетней давности. Поэтому естественно, что ее практически полностью забыли. Но спустя 100 лет есть хороший повод вспомнить все про Первую мировую. Сто лет прошло с того времени, когда европейские армии, опираясь на невиданный ранее патриотический подъем, сделали свои первые выстрелы.
Главной характерной чертой мирового порядка в 1914 году было то, что Европа абсолютно доминировала над остальной частью планеты. Это было золотое время для «европоцентризма». Европейские державы поделили между собой практически весь мир. Они управляли всеми процессами в своих колониях, в том числе проводили политику модернизации. Успехи в колониальной политике давали повод говорить о миссии европейцев по культурному развитию остального мира. Певец английского империализма Редьярд Киплинг называл это «бременем белого человека». К тому же военное и технологическое могущество Европы было абсолютным. В технической отрасли происходили колоссальные изменения, были изобретены и активно внедрялись в жизнь электричество, телефон, телеграф, радио, самолет, дирижабль и многое другое.
Успехи Европы и европейцев производили неизгладимое впечатление на всех за пределами Старого континента и вели к изменениям в традиционных ценностях в азиатских и африканских обществах. К примеру, именно европейская мощь вызвала к жизни идеологию модернизма в исламе. Ее сторонники призывали изменить традиции с целью лучшего восприятия мусульманскими народами всего нового и способности противостоять и конкурировать с европейцами. Эту идеологию разделяли джадиды в Российской империи, младоафганцы, младотурки, «Братья-мусульмане» в Египте.
Мощь Европы кроме технологий и военного превосходства опиралась еще и на соответствующие институты. Даже в основных монархиях, вышедших из прежних феодальных времен, везде было самоуправление, как минимум в городах, были организованы профсоюзы, политические партии, представленные в парламентах. Европейские монархи извлекли уроки из серии революций 1848 года.
Ну и, наконец, стоит отметить силу мысли европейского общества. Энциклопедически образованные могучие умы фонтанировали идеями, их политические дискуссии представляли собой битву гигантов. Еще не была распространена узкая научная специализация и тот же юрист Владимир Ленин мог написать качественную работу по экономике современной ему России. Это было славное время для интеллектуальной мысли. Технический прогресс развивался параллельно с общественным, но еще не было радикализма в действиях, потому что порядок олицетворяли старые государства, которые выполняли роль обруча для старой бочки. Просто данную бочку уже распирало от мыслей, противоречий и всего остального. Потому что все базовые идеи уже были сформулированы – и о социальном равенстве, и о национальном самоопределении, и о возможностях регулирования экономики. Вопрос был только в их реализации. Первая мировая война дала необходимый импульс и старая шинель в виде прежних империй затрещала по швам.
Трудно сказать, насколько Первая мировая война была неизбежна, но все шло к этому. При этом власти могучих европейских государств, накопивших колоссальную военную мощь, не думали, что могут выпустить джинна из бутылки. Они полагали, что вполне контролируют ситуацию, а маленькая победоносная война еще никому не мешала. К тому же геополитические противоречия сохраняли свою актуальность.
Например, Франция мечтала о реванше за поражение в 1870 году и потерю Эльзаса и Лотарингии. Германии были нужны колонии в качестве рынка сбыта продукции и источника сырья, а растущая германская экономика везде в мире сталкивалась с английскими конкурентами, к примеру, в Ираке, Афганистане и других важных территориях на подступах к Индии. В свою очередь, Англия хотела защитить свое монопольное право на эксплуатацию колоний, следовательно, фактически монополию на мировую торговлю. Потому что англичане контролировали львиную долю ресурсов всей планеты.
В то же время Россия мечтала о проливах Босфор и Дарданеллы, а также традиционно поддерживала балканских славян. Но главное – она критически зависела от Англии и Франции в обеспечении экономического развития, их кредиты и обеспечивали российский экономический подъем в начале XX века. Во многом поэтому Россия следовала в фарватере англо-французской политики. К тому же Германия поддерживала Турцию, значит, мешала реализации главной российской идеи – приобрести черноморские проливы. Одновременно главный немецкий союзник – Австро-Венгрия оказывала давление на сербов, которые, в свою очередь, выступали за объединение всех балканских славян в одном государстве.
В результате образовались два блока государств, которые с подозрением наблюдали друг за другом и были готовы к выяснению отношений. Нужен был только повод. Этот повод предоставило убийство сербским радикалом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В августе 1914 года война началась. Первыми открыли огонь австрийцы, затем последовала цепная реакция. Россия объявила мобилизацию, также поступила Германия. Немцы, реализуя план Шлиффена по разгрому Франции, пересекли границы Бельгии, нерушимость которых гарантировала Великобритания. В итоге Лондон вступил в войну. В войну втягивались одна страна за другой. В 1917 году из-за революции из войны фактически вышла Россия. В 1918 году большевики подписали Брестский мир. Одновременно в войну вступили США с их огромными ресурсами. В 1918 году Германия и ее союзники потерпели поражение. В результате войны четыре огромные континентальные империи – Австро-Венгерская, Германская, Османская и Российская, прекратили свое существование. Началась новая эпоха национальных государств.
Естественно, что для нас в Казахстане больший интерес представляет судьба Российской империи, в состав которой входили населенные казахами территории. И надо сразу сказать, что Первая мировая война оказала огромное влияние не только на судьбу самой империи, но и всех входивших в ее состав народов, включая самих русских.
Положение Российской империи накануне войны оценивается по-разному. Одни утверждают, что 1913 год был лучшим годом в истории России. Страна показывала неплохие экономические результаты. Например, с 1987 по 1913 год объем промышленного производства вырос в 4,5 раза. Национальный продукт рос ежегодно на 3,3 процента, что было выше, чем в Европе. По основным экономическим показателям Российская империя занимала четвертое-пятое место в мире. Государственный бюджет впервые в истории России после 1910 года стал профицитным.
Более того, она вступила в войну на стороне будущих победителей, сыграла значительную роль в борьбе против Германии, Турции и Австро-Венгрии. Согласно секретным договоренностям между союзниками Россия должна была получить после войны черноморские проливы и выход в Средиземное море через Киликию. То есть если бы не революция 1917 года, то Российская империя вышла бы из Первой мировой с отличными результатами.
Другие говорят, что, несмотря на все показатели, Россия оставалась отсталой страной, преимущественно крестьянской. Ее главными продуктами экспорта в 1913 году были пшеница, сливочное масло, яйца, лес. При этом каждый год от голода умирали миллионы человек. В 1901 году от голода скончалось 2,8 млн. человек, в 1913-м – 1,2 млн. Урожайность зерновых в два с половиной раза уступала урожайности европейских государств. Зарплата рабочего в два-три раза уступала зарплате западноевропейских рабочих. Национальный доход на душу населения был в 9 раз меньше, чем в США.
Эффективность российской промышленности была невелика. Вследствие этого российская армия по вооружениям уступала и германской и австро-венгерской, особенно в части тяжелой артиллерии и пулеметов. Армия не смогла даже восстановить запасы снарядов, которые были истрачены в ходе неудачной Русско-японской войны. В год российские военные заводы накануне войны могли произвести 600 тыс. снарядов для трехдюймовых пушек. В то время как годовая потребность в 1916 году составила 42 млн. снарядов, то есть больше, чем в 70 раз. В ходе самой войны российская промышленность так и не смогла наладить производство сложной техники, например самолетов. В то время как европейские державы выпускали десятки тысяч машин, в России за всю войну выпустили только тысячу самолетов и то часть из французских комплектующих.
Технологическая отсталость России стала причиной тяжелых поражений в первые годы войны. Немцы побеждали благодаря преимуществу в тяжелой артиллерии. В стране в армию было призвано 15,5 млн. человек. Из них 1,65 млн. погибли или умерли от ран, 2,5 млн. попали в плен, 4 млн. было ранено. Это вело к росту упаднических настроений в империи и стало одной из причин революции.
Все это в совокупности не позволило России продержаться до победы над Германией и ее союзниками и получить приз в виде черноморских проливов. Тогда мы, возможно, увидели бы совсем другую реальность. Но революция 1917 года завершила многовековую историю Российской империи. Хотя такого результата от волнений в столице в феврале никто из современников не ожидал.
Про Россию до Первой мировой войны можно говорить много, но в любом случае это была цельная страна. Она была все же отсталой в экономическом плане, она зависела от западных кредитов в своем развитии, она была крестьянской (только 15 процентов населения жило в городах). Но Россия была цельной страной. Большая часть населения жила в крестьянских общинах. При низкой эффективности сельского хозяйства, высокой рождаемости в крестьянских семьях и недостатке земли, крестьянские общины и индивидуальные хозяйства активно распространялись по территории империи.
В частности, этот процесс напрямую затрагивал интересы казахов-кочевников, потому что государство изымало у них землю для нужд многочисленных крестьян-переселенцев. Естественно, что это создавало напряжение в отношениях между казахским населением и крестьянами-переселенцами, что потом проявилось во время восстания 1916 года. Именно благодаря этим крестьянам Российская империя смогла так быстро в начале XX века освоить земли Восточной Сибири и Дальнего Востока.
То есть все еще патриархальная крестьянская страна обладала колоссальной инерцией. Ее энергия была частично освобождена реформами российского премьер-министра Петра Столыпина, который поощрял выход из общин. Активная часть крестьян стала играть все большую роль в экономике страны, тесня старые помещичьи хозяйства и малоземельную бедноту. К примеру, в Российской империи в 1913 году с населением в 167 млн. человек (включая часть Польши, Финляндию) было 56 млн. голов крупного рогатого скота, который в основном был сосредоточен в крестьянских хозяйствах. Для сравнения в современной России при 142 млн. человек только 8 млн. голов крупного рогатого скота и импортируется 60 процентов потребления говядины.
Но Первая мировая война сломала инерционную систему крестьянского хозяйства. Миллионы людей были оторваны от привычного образа жизни. Огромные жертвы вызвали неудовольствие и сделали возможным падение империи. Революция привела крестьянство в состояние хаоса, большевики затем полностью ликвидировали крестьянскую общину. Миллионы бывших крестьян обеспечили модернизацию в СССР, пополнили городское население. Деревня в России сегодня выглядит весьма печально, общинную жизнь восстановить здесь уже, похоже, невозможно, а крупное товарное хозяйство западного типа требует рабочей силы, которую в селе уже тоже неоткуда взять.
Возможно, что это самый печальный для Российской империи и ее поклонников результат начавшейся 100 лет назад Первой мировой войны. Но для многих других эти последствия привели к другим результатам. Например, к созданию национальных государств. Это было актуально для Польши, Финляндии, Прибалтики, теперь, похоже, для Украины.
Для современного Казахстана революция 1917 года остановила процесс крестьянского переселения в прежних объемах. При большевиках мы все вместе участвовали в модернизации советского типа, которая сопровождалась множеством жертв и лишений. Но эта модернизация изменила облик страны и людей, ее населяющих. Хорошо это или плохо, зависит от эмоциональной оценки произошедшего. Естественно, что у всех заинтересованных лиц она разная. Одни ностальгируют по великой империи и жалеют, что ей не удалось сохранить былое величие. Другие, наоборот, рады ее падению и приветствуют те шансы, которые у них открылись.
Но история не знает сослагательного наклонения. Произошло именно так, как произошло. Мы и сегодня не знаем, как история повернет завтра. Мы можем только верить в лучшее, как наверняка верили все те миллионы из Парижа, Берлина, Вены и Санкт-Петербурга, которые сто лет назад на волне небывалого энтузиазма шли в свои первые штыковые атаки. Человеку вообще свойственно верить.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии»