Органы прокуратуры Франции начали расследование сделки по продаже 45 вертолетов стоимостью 2 миллиарда евро Казахстану компанией «Еврокоптер Групп». Предполагается, что в результате незаконных действий, в пользу экс-президента Франции Саркози могли быть сделаны «откаты». Также расследуются детали нескольких других договоренностей, написал журналист Джанука Меццофьори в газете IB Times 8 октября 2014 года.
Немного ранее французская пресса, в частности газета «Ле Монд», на которую сослался г-н Меццофьори, опубликовала информацию о том, что в 2013 году во Франции было начато официальное расследование обстоятельств отмывания незаконно заработанных денег, в результате чего в сентябре сего года были задержаны и допрошены высокопоставленные консультанты правой партии Саркози — Жан-Франсуа Этьенн Розайе и Натали Гонсалес-Прадо.
Сам Саркози подозревается в том, что мог оказывать давление на бельгийское юридическое сообщество в 2011 году с тем, чтобы правосудие этой страны облегчило приговор трем казахским олигархам, действия которых также были частью сделки по продаже вертолетов.
Умозаключениям прокуратуры Франции предшествовало полицейское расследование, начавшееся в 2012 году по представлению департамента Министерства финансов Франции, сделанному по результатам мониторинга отмывания финансовых средств «Трасфин», который сигнализировал о появлении суммы в размере 300 000 евро на банковском счете старого товарища Саркози по партии — Розайе, который, как уже говорилось, был задержан и допрошен.
Сумма предположительно поступила от богатого бельгийского гражданина Патоха Шодиева (выходца из Казахстана), который передал деньги через своего французского адвоката Катрин Дегуль.
Французская финансовая полиция сообщает, что указанные средства предположительно имеют отношение к соглашению между Францией и Казахстаном от 2010 года, патронировал которое сам Саркози.
Шодиев и еще два бельгийских олигарха казахского происхождения — Александр Машкевич и Алихан Ибрагимов — попали в Бельгии в поле зрения следственных органов в 2011 году за коррупцию, отмывание денег и подделку документов. Им присвоили оперативный псевдоним «Трио».
В июне 2011 года все трое приняли предложение бельгийской прокуратуры оплатить штраф и урегулировать вопрос. Вины они не признали.
Сделка состоялась благодаря отдельному декрету бельгийского сената, одобряющему снятие обвинений за уплату определенной суммы. Чиновник, который провернул сделку, — Арманд де Деккер, юрист и вице-спикер бельгийского сентата на момент вступления указанного декрета в силу. «Ле Монд» сообщает, что де Деккер работал на Шодиева и посредничал между экс-президентом Франции Саркози и бельгийским законодательным органом.
Сам де Деккер отрицает любые предположения о своих неправомерных деяниях, но признает, что встречался с французским адвокатом Шодиева Катрин Дегуль и подельником Саркози по партии — де Розайе.
Две недели назад Саркози объявил о возвращении в большую политику, что, возможно, и стало причиной появления подобных публикаций.