На днях в президентском профессиональном спортклубе «Астана» сменилось руководство. Это стало поводом побеседовать о большом казахстанском спорте с Дарханом Калетаевым – председателем попечительского совета ППСК «Астана» и одним из управляющих директоров фонда «Самрук-Казына».
— Дархан Аманович, не секрет, что создание ППСК в прошлом году имело своей целью вывести на мировой уровень весь профессиональный спорт Казахстана. Прошло не так много времени и вот меняется руководство клуба… Что-то не получается?
— Наоборот, все получается намного быстрее, чем мы ожидали. И это требует совершенно новых подходов в управлении, в организации наших международных контактов, привлечении ресурсов. А все началось с велогонок. Напомню, в конце 2009 года фонд «Самрук-Казына» стал генеральным спонсором национальной велосипедной команды «Астана». В тот период мы и не помышляли о каких-то стратегических общеспортивных проектах, тем более что спорт как таковой не входил в сферу деятельности «Самрука». Начали с отдельно взятой команды, с ее проблем. У «Астаны» было достаточно сложное финансовое положение, накопилось много долгов, у спортсменов не было стимулов. Мы пригласили Сашу Винокурова, который смог быстро выстроить команду, наладить внутреннее взаимодействие в ходе тренировок. Также занялись менеджментом, выправили финансовое положение. Не делалось ничего особенно сложного, никаких заморских ноу-хау, это были обычные управленческие решения. Однако результаты не заставили себя ждать. «Астана» начала стремительно прорываться в лидеры. После прихода Винокурова, который в свое время набирался опыта и выигрывал гонки в ведущих командах мира, у «Астаны» быстро появились высокие результаты. Выиграли командную гонку «Джиро де Италия», затем в 2010-м Саша выиграл «Тур де Франс», стал победителем на Олимпиаде. Затем мы пригласили в команду Винченцо Нибали, который практически сразу после прихода в «Астану» выиграл гонку «Джиро де Италия», а в прошлом году стал вторым на испанской «Вуэльте», а в нынешнем году стал победителем «Тур де Франс». Популярность команды и ее узнаваемость в мире стремительно выросли. За короткий срок Казахстан стал обладателем сильного спортивного бренда. Абсолютную узнаваемость приобрела как сама «Астана», так и ее лидеры – Винокуров, Нибали, Луценко.
— Значит, можем, когда захотим?
— Еще как можем. Мы увидели, что за очень короткий срок можно добиться высоких результатов благодаря имеющейся базе и профессиональным ресурсам. Здесь, конечно, следует отдать должное и Саше Винокурову, который сам «пахал» на пределе возможностей, и научил этому всю команду. Отдельное спасибо Даниалу Кенжетаевичу Ахметову, который в свое время создал эту команду и приложил много сил для того, чтобы обеспечить ее всем необходимым: лучшими техническими ресурсами, тренировочными трассами, а главное – сильным тренерским составом. Все эти усилия принесли нам ярчайшие победы. После победы на «Тур де Франс» и на Олимпиаде о казахстанском велоспорте заговорили в мире.
Однако Казахстан силен ведь не только велоспортом. У нас есть прекрасные борцы, боксеры, тяжелоатлеты. Есть мощная база для развития футбола. А когда существуют возможности для развития новых спортивных брендов, то нужно их использовать. Каким образом? Мы видели, что «Астана» становится все более эффективной не только в профессиональном плане, но и как коммерческий спортивный проект. Сегодня данный проект уже заинтересовал крупных инвесторов. Значит, модель развития «Астаны» была выбрана верно и таким же образом в Казахстане следует поднимать другие виды спорта, в которых мы традиционно сильны.
Но ведь изначально фонд «Самрук-Казына» спонсировал не только велоспорт. Да, но до сих пор это не делалось на системной основе. Это была, скорее, группа проектов, каждый из которых существовал как бы сам по себе. Причем даже в таком состоянии они оказались эффективными! Проанализировав достижения команд, которые мы спонсируем, мы увидели, что даже при таком, в общем, несколько «рассредоточенном» подходе к управлению спортивными проектами нам удалось всего за 4-5 лет сформировать в Казахстане несколько сильных команд. Сильных настолько, что они способны составить ядро отечественного профессионального спорта, спорта высших достижений. Мы пришли к выводу, что в Казахстане необходимо комплексно развивать профессиональный спорт за счет прямой поддержки государства, привлечения лучших тренеров и спортсменов-лидеров. Идея объединить профессиональные клубы и команды в единую структуру окончательно выкристаллизовалась после лондонской олимпиады, где казахстанские спортсмены показали очень высокие результаты. Такая идея была поддержана руководством страны. В прошлом году при прямом участии Главы государства был создан президентский профессиональный спортивный клуб «Астана», который сегодня вышел на новый этап своего развития.
— Стала ли такая концентрация профессионального спорта неким «новым словом», ноу-хау Казахстана в спортивном менеджменте? Или кто-то когда-то делал так и раньше? Вот, скажем, во времена СССР в спорте тоже существовал единый централизованный подход.
— Нет, принципиально это разные модели. Та, которую мы применяем в ППСК, далека от заорганизованных и громоздких государственных систем управления спортом, таких как советская. Подобные модели, действительно, позволяют добиваться высших результатов, но ценой колоссальных затрат. Казахстан идет по иному пути: мы концентрируем лучшие профессиональные ресурсы и лучших спортсменов. Конечно, Америку здесь никто не открывал. Похожая система развития большого спорта применяется во многих странах. Мы тщательно изучили такие проекты, как мадридский «Реал», баварский «Байер», турецкий «Галатасарай». Конечно, мы отстаем. В Казахстане пока несколько иные финансовые возможности. «Астана» на сегодня, пожалуй, самый малобюджетный среди спортивных мультибрендовых проектов, существующих на континенте. Да и в плане коммерциализации результатов мы по сравнению с ними пока продвинулись недалеко. Но мы пока лишь в начале пути, на все нужно время. Главное – результаты, которые у нас есть. Очень радуют достижения велогонщиков, которые оказались совершенно неожиданными для маститых западных легионеров. Неплохие результаты показывает наша команда «Astana Motorsport», которая ежегодно участвует в ралли «Дакар». За этим проектом видится большое будущее. Высокие показатели и четкую стратегию развития имеет боксерский клуб «Astana Arlans». Баскетбольный клуб «Астана» в этом году, также как и футбольный, начинает играть в европейской лиге, и это большой шаг для наших спортсменов. Можно и не говорить об успехах хоккейного клуба «Барыс», который является любимцем болельщиков всего Казахстана.
— Однако чтобы поднять столько проектов одновременно, требуются деньги. Притом немалые. Как вам в ППСК видится экономика данного вопроса? Где будете искать резервы? Или все затраты покроет фонд «Самрук-Казына»?
— Фонд, конечно, участвует и будет участвовать в финансировании спортивных проектов. Но стратегически мы исходим из другой модели финансирования, которая показала свою эффективность в мире. Сегодня мы исходим из того, что расходы ППСК будут расти. Иного не дано – ведь понятно, что, сокращая расходы, к успеху прийти невозможно. Значит, необходимо искать инвесторов, спонсоров. Стратегическая задача, обрисованная нашими консультантами, это превращение президентского спортивного клуба в своего рода стартовую площадку для иностранных инвесторов, желающих работать в Казахстане. Через такую площадку инвестор сможет зайти в страну, сразу же получая определенные преференции в своем бизнесе. Для нас такая модель взаимодействия кажется новой, но на Западе она достаточно развита. Инвестор заходит в какой-либо местный спортивный бренд и берет на себя определенные финансовые обязательства, а взамен получает налоговые льготы, возможность работать в определенных отраслях, прямые контракты с государством и так далее. Помимо всего этого, инвестор также обретает статус официального спонсора, а отсюда и широкие рекламные возможности, и прямое взаимодействие с госструктурами, и многое другое. Во многих странах именно таким способом привлекаются необходимые средства в большой спорт. По мнению наших консультантов, в Казахстане необходим именно такой подход к развитию президентского спортивного клуба. Он позволит за короткое время привлечь достаточные финансовые ресурсы в становление большого профессионального спорта, спорта высоких достижений.
— Опорой ППСК, локомотивом клуба будут такие команды, как велосипедная сборная «Астана»?
— Безусловно, «Астана» имеет для нас огромное значение, сегодня это визитная карточка Казахстана в спорте. Велогонки имеют огромный зрелищный потенциал и соответственно коммерческий потенциал, также как и другие виды спорта, в которых наши спортсмены традиционно сильны – бокс, тяжелая атлетика, хоккей. Однако с экономической точки зрения этого недостаточно. Мировой опыт показал, что в коммерческом отношении основу любого мультибрендового спортивного проекта всегда составляет футбол. Это очень высокозатратный вид спорта, но при профессиональном подходе он приносит наиболее высокую инвестиционную отдачу. И мы это учитываем. Футбольная «Астана», благодаря активной работе тренеров, уже стала фаворитом казахстанских болельщиков в региональных соревнованиях. Но этого недостаточно. Поставлена цель сделать сильный клуб, выступающий наравне с европейскими. Цель, на наш взгляд, достойная. И хотя в матче с мадридским «Вильярреалом» «Астана» уступила со счетом 0:3, сам тот факт, что она уже выступает в плей-оффе Евролиги, встречаясь с сильнейшими футбольными клубами Европы, показателен. Еще пару лет назад это выглядело нереальным. Так же, как и по многим другим видам спорта: мы очень быстро повышаем класс, уровень выступления казахстанских команд. В целом президентский клуб призван вывести казахстанский профессиональный спорт на европейский уровень, и мы сегодня это делаем.
— Очевидно, именно с этими задачами было связано приглашение возглавить клуб видного российского спортсмена и менеджера Владимира Смирнова? А почему выбор пал именно на него?
— Когда первый директор ППСК Бахтияр Артаев отправился на учебу в Лондон, мы долго думали над вопросом, кто же поведет «Астану» дальше. Задачи перед клубом стоят очень сложные. У нас множество международных партнеров, с которыми необходимо постоянно контактировать. Мы пришли к мнению, что руководить «Астаной» должен сильный иностранный управленец, имеющий опыт и обширные связи в спортивных кругах. Пригласить россиянина Владимира Смирнова предложил почетный президент клуба Нурсултан Абишевич Назарбаев. Предложение очень своевременное и верное. Во-первых, Смирнов – наш, они родился и вырос в Казахстане, здесь начиналась его карьера. Во-вторых, он долгое время занимался профессиональным спортом, был управленцем в этой сфере. Поэтому Владимир Михайлович прекрасно знает зарубежные спортивные круги, знает коммерческую сторону спортивных проектов, к тому же владеет несколькими языками и без переводчиков общается с авторитетными людьми в данной сфере. А самое главное – у него было искреннее желание вернуться в родной Казахстан и работать на благо республики. Смирнов прекрасно знает страну, знает специфику регионов и особенности нашей спортивной школы.
— На ваш взгляд, какие направления в казахстанском большом спорте имеют наибольшие шансы на успех?
— Футбол, безусловно, будет нашим стержневым приоритетом по тем причинам, о которых я упоминал. Также как и велоспорт, автомобильный спорт, бокс, тяжелая атлетика. Большой потенциал роста я вижу в баскетболе, особенно с возвращением в страну Валерия Тихоненко. Уже третий год Валера успешно ведет проект баскетбольного клуба «Астана», у которого несомненно есть большое будущее. Причем, что очень важно, будущее это сегодня делают уже не иностранцы, а наши казахстанские игроки. Если вначале победы команды в основном определяла игра иностранных легионеров, то теперь процентов на 70 она уже состоит из казахстанских спортсменов.
Есть у нас и другие перспективные направления, на которые мы делаем ставку. В частности это национальный спорт. Очень успешно начал развиваться массовый проект в сфере национальной борьбы «Казакстан барысы». Проект в буквальном смысле захватил тысячи людей. В каждом ауле проходят соревнования, позволяющие отобрать лучших, а вся страна живет этим и ждет финала. Думаю, что у этого вида спорта большой потенциал. Некоторые даже предлагают сделать казакша курес чуть ли не олимпийским видом спорта. Я несколько скептически смотрю на это, но считаю, что развивать и пропагандировать казакша курес необходимо. Японская борьба сумо тоже не стала олимпийским спортом, зато она безусловно является частью японского общенационального бренда, а для многих в мире превратилась в своего рода эталон мужской силы и стойкости. Так же и наша национальная борьба казакша курес способна обеспечить лучшую узнаваемость Казахстана. Но для этого нам предстоит серьезно поработать. Мы будем активно поддерживать проект «Казакстан барысы».
Должен сказать, что большой спорт нам нужно развивать не только и не столько ради громких побед, сколько ради простых казахстанцев. Дело в том, что на фоне побед казахстанских атлетов и гонщиков в обществе меняется само восприятие спорта, особенно в молодежной среде. Посмотрите: успехи велокоманды «Астана», победы Винокурова и Нибали привели к тому, что вся страна села на велосипеды. На волне побед Винокурова и его коллег усилился казахстанский патриотизм. Люди носят майки с надписью «Астана», ездят на велосипедах с символикой команды. Возникшая «велосипедная мода» сама по себе, без каких-либо пропагандистских усилий со стороны государства, ведет к более обширному продвижению здорового образа жизни.
— Что главное, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы Казахстан вышел на высшие позиции в профессиональном спорте?
Вообще у наших спортивных проектов огромное будущее, но основу их успеха я вижу в развитии массового спорта. Потому что рекрутирование, отбор талантливых молодых спортсменов идут именно из этой сферы. И здесь накопились серьезные проблемы. Часто говорят, что фонд «Самрук-Казына» финансирует только проекты в сфере большого профессионального спорта. Признавая это, должен сказать, что сейчас наши подходы здесь меняются. Мы готовим сразу несколько масштабных проектов, нацеленных на повсеместное стимулирование массового спорта и на совершенствование отбора перспективных молодых спортсменов.
Что здесь главное? У нас, когда начинают говорить о массовом спорте, почему-то сразу заходит речь о строительстве каких-то больших объектов, сооружений, зданий. Согласен: строить надо, где это необходимо. Но строительство в данном случае – не главное. Для начала стоило бы проанализировать то, что есть на местах. В каждой школе, в любом ауле есть спортзал и пришкольный стадион. То есть, в принципе, детям есть где заниматься. Другой вопрос, как это все оснащено. С советских времен остались какие-то спортивные снаряды, те же маты, «козлы» для прыжков, футбольные ворота. Но сейчас другое время, все это нужно обновлять. На рынке множество современных тренажеров, которые не только эффективны, но и интересны для ребят, они могут завлечь, заинтересовать. Привезти в школы такие снаряды и тренажеры, оснастить пришкольные стадионы современными беговыми дорожками будет дешевле, чем что-то строить. Вот федерации футбола и волейбола предложили приобретать комплекты для школ – волейбольные сетки, корзины, мячи, футбольное снаряжение для детей и подростков. Проекты с нашей точки зрения малобюджетные, но позволяющие стимулировать интерес ребят на местах. Стоит подумать и о том, как привлечь хороших тренеров. С нынешними бюджетными зарплатами в 30-40 тысяч тенге трудно рассчитывать, что детей будут тренировать профессионалами. Мы сейчас анализируем, как можно дополнительно мотивировать специалистов в сфере детского и юношеского спорта, как привлечь сюда сильные кадры. Это очень обширная и сложная работа, но без нее очень сложно поднять отечественный профессиональный спорт на мировой уровень. Нам необходимы собственные ресурсы, позволяющие отбирать талантливую молодежь и выращивать из нее чемпионов уровня Винокурова.