В интервью нашему изданию генеральный директор ТОО «Max Consulting» Максат Джатабаев поделился своим видением развития предпринимательской среды, оценил инициативы Президента и правительства, направленные на поддержку МСБ, и определил ключевые проблемы, требующие решения для создания более благоприятного бизнес-климата в стране.
Максат Муратович, в Послании Президент акцентировал внимание на недостаточных темпах развития среднего предпринимательства. Что делается в РК для исправления ситуации? Какие есть результаты?
Статистические данные говорят о росте количества малого и среднего предпринимательства. Правительство разрабатывает много различных нововведений. По поручению Президента был подготовлен новый Налоговый кодекс, который должен стимулировать развитие, в том числе среднего предпринимательства. Но, если посмотреть на цифры, то за 2023 год количество субъектов среднего предпринимательства выросло всего на 4 единицы (с 6685 на 01.01.2023 г. до 6689 на 01.01.2024 г.). И я вполне допускаю, что эти 4 единицы получились за счёт уменьшения количества субъектов крупного предпринимательства. О чем это может говорить? Очевидно, что стимулов для стремления расширять бизнес и переходить из малого в средний немного. При этом внедрение розничного налога, на мой взгляд, должно найти положительный отклик у малого бизнеса.
Ощущают ли представители МСБ поддержку со стороны государства? В чём она проявляется? Нужно ли её усилить или изменить условия получения?
Для поддержки предпринимателей по линии АО «ФРП «Даму» всегда имеются различные программы, которые говорят о том, что можно получить и субсидии, и, в случае недостаточного залогового покрытия, гарантии. И это классно! Однако, есть ряд моментов, на которых я бы хотел заострить внимание. АО «ФРП «Даму» является оператором государственной поддержки предпринимателей, но само финансирование предоставляется банками второго уровня (БВУ), которые вносят свои «штрихи» сверх имеющихся условий. Например:
Как Вам инициатива по объединению проекта «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства? Какие ожидания?
Обе программы направлены на поддержку предпринимателей. И для представителей бизнеса важна стабильность работы программ, как бы они не назывались. В условиях Программы «Экономика простых вещей» есть шикарный пункт по предоставлению инвестиционных займов до 10 лет. При этом БВУ зачастую ограничиваются 5-7 годами. Ожидание заключается в том, чтобы до бизнеса доходили максимально удобные условия, насколько это возможно. То есть, если имеется возможность предоставлять бизнесу 10-летние субсидируемые деньги, то, на мой взгляд, это была бы отличная поддержка МСБ.
Самого пристального внимания требует стимулирование экспорта, резюмировал К. Токаев. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.
То, что стимулирование экспорта требует пристального внимания — полностью согласен. В Казахстане экспортная деятельность — это прерогатива крупного бизнеса и какой- то части среднего. Основная часть МСБ работает на внутреннем рынке. И, на мой взгляд, это связано с несколькими моментами:
— Процесс привлечения финансирования. Открытие кредитной линии с момента формирования пакета документов до реальной выдачи денег занимает в среднем 2-3 месяца. Ни у каждого предпринимателя есть чёткое понимание процесса привлечения денег в банках, а также возможности и терпение дойти до реальной выдачи. И многие субъекты МСБ прибегают к скорингам, продуктам микрокредитных организаций, либо кредитуются как физические лица для того, чтобы избежать долгой бумажной волокиты. Получают быстрые деньги с высокими ставками. Чтобы обслуживать такие дорогие кредиты нужен очень быстрый операционный цикл в бизнесе, и мысли о выстраивании процесса внешней экономической деятельности уходят на второй план.
— Осведомлённость о внешнеторговых кредитных инструментах. Есть у нас государственная компания KazakhExport, которая помогает нашему бизнесу выйти на зарубежные рынки, но не каждый субъект МСБ знает о деятельности KazakhExport и о том, как воспользоваться их продуктами/услугами.
— Качество продукции. Не всегда продукция наших предпринимателей соответствует международным стандартам.
— Время, риски, страхи. Для субъектов МСБ выстраивание процессов международной деятельности может сопровождаться с долгой реализацией, страхами и рисками. Поэтому предприниматель выбирает понятный внутренний рынок.
Сегодня в целом ряде базовых отраслей доминируют несколько крупных игроков. Это ведёт к искажениям рынка, заявил Президент. На Ваш взгляд, изменилась ли ситуация с сентября прошлого года?
Как показывает практика, такого рода изменения не происходят быстро. Поэтому серьёзных ощутимых сдвигов на данный момент, на мой взгляд, не наблюдается.
Как в РК налажена работа товарных бирж?
Деятельность товарных бирж нуждается в реформах. Периодически в открытом доступе появляется информация о кейсах, в которых присутствуют элементы не рыночных отношений. Имеются вопросы и к повышенным тарифам на товарных биржах, которые являются дополнительным барьером для бизнесменов. Президент неоднократно подчеркивал, что уделяет повышенное внимание цифровизации. Я думаю, что в данном направлении нужно эффективное взаимодействие между уполномоченными государственными структурами и бизнесом для внедрения максимально возможной прозрачности деятельности товарных бирж.
Касым-Жомарт Токаев в Послании поручал обеспечить полноценный доступ отечественных производителей к передовым торговым инструментам. Что сделано в этом направлении?
В своём Послании Президент говорил про объединение двух бирж KASE и AIX. По комментариям Председателя Правления Национального банка Тимура Сулейменова, план мероприятий по объединению потенциала двух бирж разработан в марте текущего года и планируется к внедрению до конца следующего года.
Президент назвал серьёзной проблемой отсутствие у антимонопольного органа возможности принимать оперативные меры для устранения нарушений. Видите ли Вы, чтобы Правительство провело или хотя бы начало работу над ошибками?
6 апреля 2024 года Глава государства подписал соответствующий Закон, который вступил в силу в июне текущего года. То есть какая-то часть работы уже начата. Насколько эффективно будет применяться данный закон, думаю, можно будет судить по итогам года.
Как Вы оцениваете состояние предпринимательского климата в стране? Улучшился ли он за последнее время? Какие инициативы Президента этому способствовали?
Предпринимательская активность за последние годы, безусловно, активизировалась. Конечно, это связано, в том числе и с выходом из периода определённого простоя в пандемию. Большие активности наблюдаются в сфере электронной коммерции. На мой взгляд, лучшей инициативой Президента по поддержке МСБ было введение моратория на проверки. Благодаря именно этой инициативе, я считаю, множество мелких предпринимателей смогли оправиться после ковида и успешно влиться в экономические процессы страны.