Один из самых известных казахстанцев в мире продолжает трудиться на американской «фабрике грёз» и помогает развивать кинематограф Узбекистана и Кыргызстана, но по состоянию на 2024 год не ведёт никаких проектов на своей Родине.
Через месяц Тимуру Бекмамбетова исполнится 63 года. «Пенсионный» возраст известный кинематографист встречает в статусе успешного режиссера и продюсера, к которому широкая аудитория испытывает всю возможную гамму чувств кроме равнодушия.
Его называют гордостью отечественного кино, образцом для подражания, который смог занять нишу в безумной конкурентной атмосфере Голливуда. Хейтеры пеняют ему на конвейерный характер производства фильмов и высмеивают за продакт плейсмент в каждом кадре. В последние 10 лет кинодеятеля критиковали за сотрудничество с российским государством. Негатив достиг точки кипения, когда Бекмамбетов проявил интерес к созданию фильма о войне на Донбассе, но с началом полномасштабной фазы конфликта он был одним из тех, кто прекратил свою деятельность в России, продал продюсерскую компанию и перебрался в Израиль, невольно подарив зетной пропаганде повод для откровенно антисемитских нападок в свой адрес.
Вообще, применительно к национальной идентичности, режиссер любит говорить, что он еврей по матери и казах по отцу, но считает себя космополитом, что ярко отразилось в его судьбе и творческой карьере. Однако он совсем не чужд и «чувства места», культурного и регионального патриотизма в лучшем смысле этого слова. В настоящий момент Бекмамбетов удаленно курирует собственную школу анимации в Узбекистане, где полным ходом идет работа над полнометражным мультфильмом о Ходже Насреддине – одним из самых узнаваемых и харизматичных персонажей восточного фольклора.
Учебный процесс в этом заведении представляет собой 4-месячный курс теории и 8-месячную практику. Филиалы школы откроются вскоре Нукусе, Самарканде и Бухаре. Примечательно, что решение запустить этот образовательный проект было принято еще в 2021 году в рамках Ташкентского международного кинофестиваля, когда подпись под соответствующим соглашением поставил и представитель «Казахфильма», но на территории республики школа Бекмамбетова так пока и не появилась.
Не принимают казахстанские кинематографисты и участие в работе над самим мультфильмом, как это сделали их турецкие и татарские коллеги, а до конца года присоединятся мультипликаторы из Китая и Саудовской Аравии. Будем надеяться, что эта ситуация будет исправлена в будущем также, как круто изменилась за последние годы состояние отечественного кинематографа, которому очень бы пригодился опыт известного и успешного земляка.