В Казахстане обсуждают инсайдерские данные о том, что на днях будут представлены законодательные поправки, которые вновь введут норму о Центре учёта ставок (ЦУС), или о «едином операторе» в сфере игорного бизнеса. Суть создания такого оператора – получение им определённого процента с каждой ставки. То есть все ставки должны идти через посредника – «фирму-прокладку», которая будет стричь купоны и обогащаться.
Многие наверняка помнят прошлые попытки создать Центр учёта ставок в формате государственно-частного партнёрства. Напомним: три года назад созданное одним молодым человеком с очень влиятельными покровителями ТОО Exirius пыталось открыть собственный частный ЦУС, что в итоге вылилось в громкие уголовные дела о коррупции. То была действительно классическая история из «старого Казахстана», когда одна небольшая ТООшка абсолютно законно и на эксклюзивных условиях ГЧП снимала бы в собственный карман по 4% с каждой ставки игроков у букмекеров – то есть, по самым скромным оценкам, ничего не делая имела бы порядка 25-30 миллиардов тенге в год. Единственным функционалом Центра учёта ставок тогда называлась синхронная электронная передача сервером ЦУС данных о каждой ставке уполномоченному органу и налоговикам – хотя фискалы и без ЦУС имеют собственную электронную цифровую отчётность.
Вот такой супербизнес хотели открыть под покровительством влиятельных агашек, и ведь у них, как мы помним, почти получилось! Помешали лишь коррупционные издержки и «излишнее» внимание общественности к подобным фирмам-прокладкам в «новом Казахстане».
После всех этих неприглядных историй, которые в итоге привели интересантов к уголовным делам, идею с ЦУС окончательно сняли с повестки как потенциально коррупциогенную и излишнюю в принципе: нет никакого смысла отдельному частному серверу дублировать функции фискальных органов. В результате чёткой и последовательной позиции уполномоченного органа – Министерства туризма и спорта, который доходчиво довёл суть проблемы до депутатов и правительства, от ЦУС окончательно отказались. Вроде бы. Почему-то в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности» кто-то вновь добавил норму о ЦУС. На сей раз авторы вознамерились наделить этот центр ещё и новыми полномочиями – не только по фиксации каждой ставки, но и по контролю соблюдения всеми бумкекерами и казино «Правил ответственной игры».
Цитируем подпункт 17-3 статьи 1 законопроекта:
«…Также предлагается предусмотреть взаимодействие игроков с букмекерскими конторами и тотализаторами через единый «электронный кошелёк» ЦУС путём его интеграции с аппаратно-программными комплексами букмекерских контор и тотализаторов. В связи с чем, наряду с функцией по приёму платежей, необходимо наделить ЦУС возможностью выплаты выигрышей.
Кроме того, в целях обеспечения эффективного исполнения «принципа ответственной игры» предлагается наделить центр учёта ставок функцией по его применению».
Мало того: авторы проекта поправок намерены наделить этот частный ЦУС сверхполномочиями – да такими, каких нет ни у одного государственного уполномоченного органа в Казахстане. В частности, компании-прокладке предлагают дать право единолично принимать ставки и выплачивать все выигрыши, а также хранить информацию обо всех ставках и личные данные каждого игрока. Также структура, по замыслу лоббистов, должна иметь полномочия (цитируем)
«на проведение комплекса мероприятий по противодействию легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «на осуществление системы мероприятий по применению принципа ответственной игры».
Ну и, конечно же, куда без этого – «право на взимание комиссии при выплате выигрышей участникам пари, в порядке и размерах, установленных уполномоченным органом». Право стричь купоны с каждой ставки – ради чего, собственно, вся эта история и затевается.
Да, норма по ЦУС кем-то была заботливо добавлена в законопроект. И вот в конце марта в социальных сетях РК пошли активные слухи о том, кто за всем этим стоит. Блогеры пишут, что якобы главный исполнительный директор Freedom Holding Corp Тимур Турлов – бывший российский, а ныне успешный казахстанский бизнесмен, банкир и долларовый мультимиллиардер – хочет организовать в Казахстане частный «Центр учёта ставок» по аналогии с бывшим ТОО Exirius. Как пишет издание Central Media News, циркулируют слухи, что Турлов совместно с руководителем Минцифры Багдатом Мусиным якобы договорились перезапустить ЦУС в РК в формате так называемого «единого оператора в сфере азартных игр». Журналисты направили соответствующий запрос в министерство, на который там ответили, что ничего такого не планировали и даже не знают о подобных проектах. Как сказал вице-министр Аскар Жамбакин,
«возложение на министерство задачи по созданию оператора в сфере азартных игр не соответствует действительности. Более того, нормативно-техническая документация по данному вопросу в адрес министерства не поступала».
По Турлову (хотя сам он эти слухи не комментировал) в публичном поле Казахстана также пошли сомнения – а нужно ли ему всё это. Ряд блогеров, комментируя новости о готовящемся «новом ЦУС», отметили, что едва ли для владельца Freedom Bank подобные проекты интересны. Также пишут, что ЦУС легко внедрить только на словах, на деле же фактически это огромная работа с легальным игорным бизнесом – казино, букмекерами, лотереями и т. д. Пишут также о текущих проблемах Турлова в самой России, откуда он некоторое время назад в связи с известными геополитическими событиями перевёл свой бизнес в РК. Так, в марте российское Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подало против Тимура Турлова арбитражный иск на очень крупную сумму: с него хотят взыскать убытки за вывод активов. Словом, сообщения о том, что готовится реинкарнация проекта ЦУС в интересах переехавшего в Казахстан российского миллиардера, пытаются опровергнуть как на официальном, так и на экспертно-аналитическом уровне.
Но здесь возникает логичный вопрос: если сообщения о том, что заинтересованные группы готовятся тихо протащить ЦУС в новый законопроект – фейк и неправда, то зачем тогда появилась приведённая выше норма в тексте предлагаемых поправок? Под кого, если не под бизнесмена-релоканта Турлова, её внесли? И если всё-таки под него, то почему бывший российский бизнесмен, к которому на родине накопилось много вопросов, должен получать такие гешефты от бизнеса РК, с согласия и при поддержке властей Казахстана?
Впрочем, дело не в персонах. Не важно, будет ли там Турлов, или какой-то Exirius, или кто-то ещё. Дело в сути той схемы, которую государству и бизнесу пытаются навязать. На наших глазах деятельность «старого Казахстана» вновь и вновь даёт о себе знать – кулуарно, тихим сапом, через знакомства, интриги, через малоизвестные «фирмы-прокладки» под крылом влиятельных покровителей все эти господа по старой привычке стремятся обеспечить себя лёгкими деньгами.