Результаты международного иссоедлвания в области школьного образования PISA оказались для Казахстана достаточно комплиментарными. Однако Ильяс Мынжасаров, блогер и учитель, спешит развеять иллюзии по поводу положительных сдвигов.
Дословно:
«В моем окружении многие учителя ждали с нетерпением результатов PISA.
Для тех, кто не в курсе. PISA это такой международный тест, который оценивает функциональную грамотность школьников разных странах мира. В тесте принимают участие школьники в возрасте 15 лет. Проходит раз в три года.
Организаторами являются очень авторитетные в мире образовательные структуры. По этой причине результаты PISA являются очень важным показателем качества системы образования.
Казахстан в этом году занял 46 место из 81. В прошлый раз был на 69 из 79. В итоге наши результаты сравнимы с с результатами Греции, Румынии, Монголии, Панамы, Малайзии.
Наверное, многие наши функционеры из сферы образования начнут говорить о неком прогрессе. Дескать раньше были на 69 месте, а сейчас на 46.
Я бы хотел поделиться ощущениями и мыслями из своего личного опыта. И немного пояснить что значит на практике вхождение в «ТОП-50», и что это за «прогресс».
Сейчас я преподаю детям 7-9 классов по предметам математика и физика.
Работаю с разными детьми, как с гуманитариями, так и с теми, у кого эти предметы профильные. Что объединяет этих школьников — полный доступ ко всем учебникам, достижениям научно-технического прогресса и средний достаток в семье (иногда выше среднего). Все школьники из города Алматы, где показатели гораздо лучше, чем в других регионах.
С чем мне приходится часто сталкиваться находясь даже в максимально благоприятной для детей среде?
Во-первых, слабая база по математике за 5-7 класс. Есть дети, которые элементарно не умеют складывать дроби
Испытывают сложности при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю. В 8 классе есть дети, которые испытывают проблемы с записями десятичных дробей. Работа с большими и малыми числами вообще полный мрак. Для тех, кому непонятно, это минимальная базовая программа за 5-8 класс.
Во-вторых, большие
проблемы с читательской грамотностью. Я сейчас говорю не про художественную литературу, а именно умение понимать текстовые задачи по математике и физике
Когда даешь условие задачи «Объем жидкости равен 60 литров, плотность равна 800 кг/м^3. Найдите массу жидкости» дети спокойно решают. Если же условие дано в стиле «сколько нефти поместится в резервуар с вместимостью 60 литров» у большинства детей тоскливые глаза и паника. Хотя по факту условие и вопрос задачи одни и те же.
В третьих, неумение применять свои знания. Когда даешь им задачу по математике, они могут и решить. Когда же речь идет о применении этих же знании при решении задач по физике, то снова ступор.
Отмечу, что у большинства детей, у которых полные пробелы в программе, стоят 4-5 за четвертные и годовые по этим темам.
Отмечу, что
я рассказываю про Алматы, где показатели лучшие по стране. Мне страшно предположить, какой уровень в других регионах и за что там ставят 4 и 5
Примерно такая вот реальность вхождения в топ 50. И не забывайте, что это место рейтинге обозначено как «ниже среднего по ОЭСР». То есть мы остались в пределах того же качественного уровня. А если учесть сколько было выделено средств, чтобы подняться в рейтинге, то вопросов становится еще больше».