Чем грозит всплеск арабо-израильского конфликта Центральной Азии? Известный политолог Андрей Чеботарев проанализировал возможные сценарии развития событий.
На своем телеграм-канале эксперт дал прогноз: шансы на вступление в войну Ирана крайне высоки, а это означает как минимум паузу в реализации ряда проектов, в которые вовлечен Казахстан. Дословно:
Начавшиеся 7 октября боевые действия между движением ХАМАС, контролирующим сектор Газа (часть территории Палестины), и Израилем способствуют созданию серьезного очага военно-политической напряженности на и без того нестабильном Ближнем Востоке. Для стран Центральной Азии все это пока создает косвенные угрозы, затрагивая безопасность их дипломатических представительств и отдельных граждан, пребывающих в настоящее время, в частности, на территории Израиля и Ливана.
Однако
обострению и расширению географии конфликта способствует вовлечение в него движения «Хезболла»,
вооруженные формирования которого уже обстреляли позиции израильской армии с территории Ливана. Тем самым «Хезболла» проявила солидарность с ХАМАС. Если же первая из этих организаций от разовых обстрелов территории Израиля перейдет к полномасштабным военным действиям, то ему придется воевать на два фронта. При этом известны тесная связь «Хезболлы» с Ираном и напряженные отношения между ним и Израилем. Так, официальные лица последнего неоднократно заявляли о готовности нанесения авиаударов по Ирану с целью недопущения реализации им своей ядерной программы. В свою очередь некоторые официальные лица ИРИ выразили поддержку действиям ХАМАС.
С учетом всего этого имеются риски вероятного перерастания арабо-израильского конфликта в войну между Израилем и Ираном. На это могут, в частности, повлиять максимальная ставка первого из них на силовые механизмы разрешения конфликтных ситуаций с внешними оппонентами и гарантии определенной военной помощи со стороны США. Хотя географически Иран от Израиля разделяет группа арабских стран,
возможные военные действия между ними чреваты рядом негативных последствий для стран Южного Кавказа и Центральной Азии
Самыми «мягкими» из них могут стать определенные колебания цен на мировом рынке энергоресурсов и нарушения логистических цепочек. В том числе это может коснуться железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, реализации озвученной президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым инициативы по запуску скоростных грузовых поездов по маршруту Челябинск – Болашак – Иран, а также судоходства в Каспийском море в иранском направлении.
МИД РК уже призвал стороны рассматриваемого конфликта к поиску политических инструментов для разрешения ситуации мирным путем. Вместе с тем, являясь в настоящее время председателем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Казахстан вполне может инициировать:
а) обсуждение в их рамках с участием заинтересованных государств возможностей по урегулированию вооруженного конфликта между Израилем и ХАМАС, а также выработки и принятия необходимых мер для недопущения или хотя бы снижения негативного влияния этого конфликта в политике и экономике соответствующих стран и регионов;
б) проведение переговоров между Израилем и Палестиной на площадке СВМДА, членами которой они являются. По крайней мере, в этом случае Астана лишний раз поддержит свой миротворческий имидж.