Казахстан демонстрирует свои внешнеполитические мускулы, уравновешивая хорошие связи с Россией и Китаем с расширением влияния в Центральной Азии и укреплением связей с Западом. Ключом к этому является идея стать важным транзитным узлом между Азией и Западом, пишет международный обозреватель Никола Микович для портала Diplomatic Courier.
«Казахстан — государство Центральной Азии, долгое время являвшееся перекрестком между Востоком и Западом — стремится укрепить свои позиции на мировой арене. В условиях роста геополитической напряженности бывшая советская республика стремится сохранить «многовекторный» внешнеполитический курс, развивать тесные отношения с « братскими » соседними государствами. Но как такой подход повлияет на отношения Астаны с Россией и Китаем?
В попытке повысить свою значимость на международной арене, где отношения между Россией и Западом, похоже, ухудшаются, 8 июня 2023 года Казахстан запустил Астанинский международный форум (АИФ), платформу для диалога по различным глобальным проблемам
Интересно, что ни российские, ни украинские официальные лица не присутствовали на саммите в столице Казахстана. Вместо этого Астана принимала лидеров стран Центральной Азии,
таких как Кыргызстан и Узбекистан, что говорит о том, что для Казахстана региональное сотрудничество может стать одним из главных приоритетов страны в обозримом будущем.
Кроме того, ожидается, что Астана уделит особое внимание строительству Среднего коридора, также известного как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТММТ), соединяющего Китай и Европейский Союз через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. По словам Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, этот транспортный маршрут открывает новые возможности для торговли и инвестиций.
«Средний коридор почти вдвое сократит время перевозки грузов через Индийский океан»,
— подчеркнул Токаев, открывая пленарное заседание АИФ.
Однако Транскаспийский международный транспортный маршрут проходит в обход России, союзника Астаны по Организации Договора о коллективной безопасности и члена возглавляемого Москвой Евразийского экономического союза. Таким образом,
участие Казахстана в этом проекте может обеспокоить Кремль,
хотя в нынешних геополитических условиях, когда Россия остается изолированной от Запада и увязшей в Украине,
Москве, скорее всего, придется закрывать глаза на планы Астаны
позиционировать себя как решающую транзитная страна.
Пекин, с другой стороны, может быть заинтересован в участии Казахстана в проекте «Средний коридор», учитывая, что бывшая советская республика имеет хорошие возможности для получения выгоды от китайской инициативы «Один пояс, один путь». Действительно, «Один пояс, один путь» — одна из причин, по которой Астана стремится расширить свои экономические связи с Китаем.
«Средний коридор не противоречит китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Ее частью мог бы стать ТМТР», — сказал «Дипломатическому курьеру» министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров, подчеркнув, что центральноазиатская уже создала логистический центр в китайском порту Ляньюньган, и планирует построить терминал на территории Сианьского сухого порта.
Казахстан также стремится к расширению экономических и политических связей с соседними странами Центральной Азии. Токаев считает свою страну «экономическим двигателем в Центральной Азии и для нее», а для его киргизского коллеги Садыра Жапарова пять государств Центральной Азии — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — являются «мостом между Азией, Европой и Средней Азией». Восток.» Поэтому неудивительно, что одной из основных тем, обсуждавшихся на AIF, была связь в Центральной Азии.
Регион, несомненно, играет важную роль во внешней политике Астаны. Казахстан, на долю которого приходится около 70% всего притока прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию, стремится позиционировать себя как регионального лидера. Но, будучи членом и основателем Евразийского союза, Астане приходится уравновешивать свои амбиции по укреплению своих позиций в Центральной Азии прочными экономическими связями с Россией. Учитывая, что около 80% экспорта казахстанской нефти в Европу идет по российским трубопроводам, а Россия остается крупнейшим торговым партнером Астаны, на которую приходится до 40%ненефтяного экспорта бывшая советская республика не присоединилась к антироссийским санкциям, которые Запад ввел против Москвы после вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
«Военные решения и санкции не являются жизнеспособными решениями», — заявил заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко 7 июня 2023 года на встрече с иностранными журналистами, отметив, что центральноазиатское государство уже несколько десятилетий продвигает дипломатию в глобальном масштабе.
Но
отказ от присоединения к антироссийским санкциям не обязательно означает, что Астана продолжит вести дела с Москвой в обычном режиме
По имеющимся данным, казахстанские банки начали блокировать платежи за серверы, микрочипы, процессоры, телекоммуникационное оборудование и другую электронику от российских организаций. Иными словами, номинальный союзник Кремля не позволяет России использовать Казахстан для уклонения от санкций. Учитывая ослабление позиций России на международной арене, Москва, похоже, не в состоянии заставить Астану изменить такой подход. В результате ожидается, что центральноазиатская нация продолжит отходить от России, хотя вряд ли она радикально изменит геополитический курс в ближайшее время, если вообще изменит.
Вместо этого ожидается, что Астана сохранит относительно хорошие связи с обоими своими гигантскими соседями — Россией и Китаем, — но в то же время будет стремиться не только к увеличению своего влияния в Центральной Азии, но и к укреплению связей с Западом и с крупные мировые институты. Сам факт того, что Организация Объединенных Наций выступила стратегическим партнером Астанинского международного форума, ясно указывает на то, что Казахстан и впредь будет позиционировать себя как важный игрок на мировой арене.
Источник: Diplomaticourier
Автор: Никола Микович, независимый журналист, исследователь и аналитик из Сербии, освещающий внешнюю политику России, Беларуси и Украины.