Важность медиаграмотности выросла на фоне огромного потока дезинформации. С развитием технологий контент в СМИ становится все шире и шире. Новости, которые раньше узнавали неделей или даже месяцем позже, теперь можно прочесть и увидеть не за дни, а за считанные минуты.
В повседневной жизни аудитория потребляет большое количество информации, но получает для себя то, что действительно считает нужным. Однако есть большая проблема, которую нельзя игнорировать в данном контексте. Это вопрос медиаграмотности.
Медиаграмотность очень важна для общественной жизни, в целом для внутренней и внешней площадки информационного обмена любой страны. Из-за того, что люди не получают правильную, проверенную и достоверную информацию, могут происходить различные инциденты.
Следует учитывать, что согласно законодательству о СМИ в Казахстане за распространение ложной информации как в СМИ, так и в социальных сетях, наказывают как уголовно, так и административно.
«В период мировой глобализации, наряду со становлением и развитием новых информационных технологий, в СМИ формировались разные формы и специфические модели средств распространения информации. Они менялись каждое мгновение.
Исследователи мирового уровня говорят о том, что с внедрением интернета в общественное сознание появляются новые модели медиа, и они выбирают путь борьбы за большую аудиторию, то есть читателей. Например, невозможно представить организацию светских мероприятий без социальных сетей, таких как Facebook, Instagram и Twitter, которые сегодня стали частью нашей жизни, а позже и TikTok. Поток СМИ работает во всех сферах жизни общества. Не говоря уже о газетах и журналах, любой желающий может найти данные или материалы, относящиеся к любой информации, в онлайн-пространстве», — говорит Айжан Калиева, преподаватель журналистики UIB-университета.
Важность цифровой связи основана на том факте, что цифровые технологии могут привести к социальным изменениям, а также к экономическому, политическому и культурному развитию. Во времена появления Сети проблемой был «цифровой разрыв», который разделял тех, кто имел доступ к интернету, и тех, у кого его не было.
«По мере роста проникновения интернета в разные страны мира фокус исследований сместился с этой проблемы на цифровое неравенство. Цифровое неравенство относится к целому набору различных форм неравенства: в оборудовании, автономности, навыках, поддержке, охвате сети. В этом контексте цифровое неравенство является своего рода вторым шагом, следствием цифровой инклюзивности», — отмечает эксперт.
Важность медиаграмотности заключается в способности людей бороться с ложной информацией, принимать решения на основе достоверной информации, работать с данными, полученными путем проверки фактов, и влиять на изменение жизни людей к лучшему, предоставляя правдивую статистику.
«Единственная причина, по которой мы можем это сделать, заключается в том, что мы окружены информацией и технологиями. Из него главной ценностью стало находить нужную нам информацию и двигаться в правильном направлении, воздействуя на нее. Обязанностью каждого представителя общественности это анализировать, проверять и вникать в каждую информацию. Однако сейчас этот вопрос вовсе отпал. Поэтому предусмотрены как малые, так и сложные этапы медиаграмотности».
Сегодня термин «медиаграмотность» имеет различные толкования. В частности, Российская педагогическая энциклопедия предлагает понимать медиаобразование как особое направление в педагогике, выступающее за изучение законов массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современной информационной ситуации, к получению разнообразной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть методами коммуникации, основанными на невербальных формах общения с помощью технических средств.
Медиаграмотность считается проблемой в любом обществе. Поэтому недостаточно изучить эту проблему и представить ее только теоретически.
Как сказала эксперт ЮНЕСКО Дивина Фрау-Майгс, медиаобразование и информационная грамотность приобретают особое значение в наши дни, когда средства коммуникации и информации находятся под угрозой, как в тоталитарных, так и в демократических государствах.
«Медиаобразование должно обязательно учитывать растущее влияние цифровых технологий, которые переступили через грань дозволенного. После довольно безобидных явлений, таких как просматривание сайтов и общение в чатах, сегодня мы наблюдаем процесс добычи конфиденциальной информации с целью манипуляции и массивной дестабилизации. К тому же эти действия происходят на платформах, контролируемых главными мировыми интернет-гигантами».
Главная сложность декодирования онлайн-пропаганды заключается в том, что речь идет о борьбе с определенной формой разрушительной идеологии, основанной на инновационных технологиях. Парадоксальным образом эта идеология имеет консервативную основу; она в большей степени нацелена на создание хаоса в существующих политических системах, нежели на распространение открытого и прогрессивного взгляда, подчеркнула Дивина Фрау-Майгс.