Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.82
0.00

Китай и Казахстан: транспортно-транзитный фактор

247
Источник: forbes.kz

«Итоги государственного визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Китай, в частности, призваны способствовать расширению транспортно-транзитных возможностей в отношениях двух стран. В данном случае подписанные межправительственные и межведомственные документы касаются вопросов развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), совместной реализации третьей трансграничной железной дороги между двумя странами и международных автомобильных перевозок. Все

это важно для восстановления торговых и логистических цепочек, нарушенных вследствие пандемии COVID-19,

а также снижения уровня негативного воздействия «войны санкций» между Западом и Россией.

В рамках ТМТМ Казахстан выступает связующим звеном между Китаем и Европейским Союзом. Маршрут также проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию. В 2022 году объем контейнерных грузоперевозок по нему вырос в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, составив 1,5 млн тонн. При этом казахстанская доля здесь увеличилась в 6,5 раза (до 891 тыс. тонн). Согласно же Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года планируется довести объем перевозок по ТМТМ до 20 млн тонн грузов.

Упоминание Токаевым о логистических возможностях в направлении Ирана открывает перед Китаем еще один выгодный маршрут через нашу страну. Очевидно, что речь идет о действующей с 2014 года железной дороге Казахстан-Туркменистан-Иран.

Согласно поручению главы государства наблюдается определенная активность в ее использовании. За 9 месяцев 2022 по этому маршруту было перевезено почти 80 тыс. грузов, что в 8 раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В связи с этим будет проработан вопрос о создании транснационального координационного органа с участием транспортных компаний четырех стран.

Помимо этого предусмотрено строительство третьего пограничного железнодорожного перехода «Бахты» с выходом на действующий железнодорожный участок «Семей – Актогай», второго железнодорожного пути на участке «Достык – Мойынты», а также создание приграничного комплекса «Хоргосский узел».

С одной стороны, все эти проекты призваны увеличить коммуникации и, как следствие, объемы торгово-экономических связей между Казахстаном и Китаем.

Показательно в этой связи предложение Касым-Жомарта Токаева председателю КНР Си Цзиньпину о доведении к 2030 году товарооборота до $40 млрд, что совпадает с завершением действия указанной выше концепции. С другой стороны, два из этих проекта носят транснациональный характер вследствие участия ряда иных стран. Тем самым часть нагрузки за их реализацию возьмут на себя Азербайджан, Иран, Турция и т. д.

В целом Казахстан в рассматриваемом вопросе демонстрирует четкую приверженность своим ключевым внешнеполитическим принципам – многовекторности и прагматизму. Теперь главное убедить в выгоде предлагаемых маршрутов и побудить к определенным действиям потенциальных бенефициаров».

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter