Китаевед Адиль Каукенов в своем телеграм-канале опубликовал некоторые детали визита нового министра обороны Китая в Россию.
Министр обороны Китая Ли Шанфу привлек к себе внимание СМИ, проведя свой первый зарубежный визит в качестве министра в Россию и встретившись там не только с министром обороны РФ Шойгу, но и с президентом РФ Путиным.
В биографии Ли Шанфу есть пара интересных моментов. Во-первых, происхождение из семьи военных. Его отец высокопоставленный военный, имевший реальный боевой опыт в антияпонской и гражданской войнах.
Это в какой-то мере роднит Ли Шанфу с председателем Си Цзиньпином,
который также является сыном выдающегося отца-революционера и тем самым принадлежит к когорте так называемых «принцев».
Но более важная черта в карьерном росте Ли Шанфу, что с 2018 года он находится под американскими санкциями, включая запрет на посещение США. Для любой другой стороны, настолько встроенной в американо-центричный мир как Китай, наложение американских санкций означало бы остановку в карьере. Невозможность прямых контактов министра обороны с его коллегой из Пентагона — это серьезный вызов безопасности страны, понимая вес военно-политической машины США и угрозу полномасштабного конфликта в Тайваньском проливе.
И тем не менее Китай пошел на этот шаг, прекрасно понимая, что
американцы будут расценивать такое назначение как намеренное обострение американо-китайских противоречий и вызов американскому «международному порядку, основанному на правилах»
Если бы все происходило в середине 2000-х, в расцвет американо-китайских отношений, позволявшей говорить об эпохе Chimerika, скорее всего, американские санкции просто прервали бы рост энергичного китайского военачальника. Однако в 2023 году
Пекин исходит из того, что любое проявление слабости создает точку, в которую будут бить непрерывно
Если противоборствующей стороне какой-то чиновник не нравится, его не только нельзя наказывать, наоборот, это супер-лоялист, не имеющий запасного аэродрома, а значит достоин максимального продвижения.
Еще более любопытен факт, что генерал Ли Шанфу получил вторичные санкции именно за то, что будучи начальником штаба Главного управления вооружений и военной техники НОАК, активно закупал российские системы С-400 и боевые истребители, ровно после ситуации с Крымом, когда на Россию наложили первые санкции.
Тем самым получается интересный с точки зрения геополитического анализа дисбаланс: министр обороны Китая не имеет связей с американскими военными кругами, находится под санкциями, что отключает множество механизмов личных связей. Которые особенно нужны с учетом взрывоопасной ситуации в Тайваньском проливе. И наоборот, имеет тесные деловые связи с российскими военными кругами, собственно из-за которых и навлек на себя санкции.
За скобками остается вопрос, смог бы получить пост министра Ла Шанфу, не будь он под действием американских санкций? То есть благодарит или ругает он в душе своих российских коллег?
Но свой первый визит Ли Шанфу в качестве министра совершил именно в Россию, где заявил, что уровень доверия китайско-российских отношений превосходит блоковость Холодной войны, и заключил ряд сделок в военно-технической сфере.