Выжидательная позиция, которую в последние месяцы заняли центральные банки Казахстана и России в вопросе о дальнейшей динамике их ключевых ставок, привела к противоположным инфляционным результатам. А это указывает на растущее расхождение в развитии национальных экономик двух ключевых участников Евразийского экономического союза, от которых зависит его дальнейшая судьба.
В Казахстане с начала декабря 2022 года базовая ставка Нацбанка держится на отметке в 16,75%. Решением его Комитета по денежно-кредитной политике от 16 января она была сохранена на прежнем уровне.
При этом было отмечено, что
месячная инфляция плавно замедляется при одновременном ее превышении своих среднегодовых значений,
а баланс рисков инфляции остается смещенным в пользу проинфляционных рисков при высокой устойчивой части инфляции и ускорившихся инфляционных ожиданиях.
В Нацбанке заключили, что сохраняющиеся риски требуют поддержания базовой ставки на текущих значениях в течение продолжительного периода времени.
При этом в декабре годовая инфляция поднялась до 20,3% (в ноябре 19,6%), тогда как в октябре было 18,8%. В январе же она выросла до 20,7% под давлением опережающего роста цен на продовольственные товары, подорожавших за год на 25,7%.
За ними по инфляционным темпам следуют непродовольственные товары (20,2%) и платные услуги для населения (14,2%). Для сравнения: в январе 2022 годовая инфляция была на уровне в 8,5%, продовольственные товары подорожали тогда в годовом выражении на 9,9%, непродовольственные – 8,5%, платные услуги – на 6,8%.
Инфляция в Республике Казахстан в январе 2023 года, %
Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК
В России центральный банк взял более длительную паузу по своей ключевой ставке – там она держится на отметке в 7,5% с 16 сентября, когда Совет директоров принял решение снизить ее до этого уровня.
Годовая инфляция тогда за первый осенний месяц составила 13,7%, после чего продолжила снижение до 12,6% в октябре, а затем до 12% в ноябре, 11,9% в декабре и 11,8% по итогам января.
При этом инфляционная картина в России отличается от казахстанской: больше всего за год там подорожали платные услуги (13,5%), затем шли непродовольственные товары (+ 12,2%) и продовольственные (+10,2%).
Между тем в январе 2022 годовая инфляция была там практически на одном уровне с Казахстаном – 8,7%. Похож был и инфляционный расклад по ключевым компонентам – продовольственным (11,1%) и непродовольственным (8,7%) товарам наряду с платными услугами для населения (5,4%).
Инфляция в Российской Федерации в январе 2023 года, %
Источник: Росстат
Повышение январской годовой инфляции в Казахстане и ее снижение в России при неизменных ключевых ставках центробанков повлекло изменение реальной цены денег (разница между вторым и первым показателем) не в пользу нашей страны.
Если в декабре в Казахстане она составляла минус 4,4%, а в России минус 3,55%, в январе поднялась у нас до минус 3,95%, а у соседей снизилась до минус 4,3%.
Пока такая разница не столь существенна для конкурентоспособности отечественных и российских производителей. Однако
по мере сохранения нынешней противоположной динамики инфляции ситуация может ухудшиться не в пользу казахстанского бизнеса,
как это было несколько лет назад.
Свое последнее решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне в 7,5% годовых Совет директоров Банка России (Центробанка) принял 10 февраля. Следующее заседание по этому вопросу запланировано на 17 марта.
А очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка по базовой ставке будет вынесено гораздо раньше – 24 февраля.
Источник: Национальный банк РК, Банк России (Центробанк), Росстат, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК