Интерес населения к валюте несколько снизился. Почему?
По данным Национального банка, по итогам сентября 2022 года объем депозитов поставил абсолютный рекорд – 29,1 трлн тенге. При этом основной объем депозитов в тенге. А валютные, напротив, установили «антирекорд», снизившись до 36% от общего числа.
Кроме того, упали и продажи валюты в обменных пунктах. По сравнению с августом на 23,3%, а по сравнению с сентябрем 2021 года – на целых 48,5%.
Что происходит на валютном рынке и как это может отразиться на экономике, нам рассказал Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio.
— Как считаете, почему у населения так резко упал интерес к долларам (как депозитам, так и наличной валюте? Значит ли этот факт, что «дедолларизация» наконец победила?
— Дедолларизация экономики Казахстана — это сложный и многоуровневый процесс, ход которого невозможно свести к простому ответу, особенно когда речь идет о каком-то конкретном периоде времени. К общей тенденции всегда примешиваются более мелкие, которые могут исказить реальную картину происходящего.
Спорить с тем, что дедолларизация происходит, бессмысленно. Это видно и по сокращению доли американской валюты в торговых расчетах, особенно в рамках ЕАЭС (с 2012 по 2021 годы с 35 до 17-19 процентов), который является для всего мира единственной моделью отхода от доллара США.
Дедолларизацию в Казахстане видно и по сокращению доли долларовых вкладов в БВУ
Еще в 2020 году она составляла около 45-47%, а по состоянию на сентябрь 2022 доля долларовых вкладов снизилась до 35-36%. То есть мы видим, что по всем основным направлением идет постепенный процесс диверсификации валютной политики.
Описанную тенденцию, учитывая, что в меньших масштабах ее проявления наблюдаются и в других регионах (Ближний Восток, Азия, некоторые страны Латинской Америки), можно назвать главным валютным трендом для Казахстана, а в будущем и для других развивающихся стран, на который накладываются более мелкие изменения конъюнктуры.
Особенности дедолларизации в Казахстане или бритва Оккама для чайников
Обычно снижение спроса на иностранную валюту под влиянием макроэкономических и поведенческих факторов наблюдалось в первой половине года (до мая, в редких случаях до июня). Во второй половине года, особенно в ноябре-декабре, спрос на валюту резко возрастал.
В 2022 году ситуацию исказил геополитический кризис в Украине, который спровоцировал высокую волатильность курса тенге
и перераспределил часть валютной активности казахстанцев со второй половины года на первую. В результате возникло ощущение, что главная тенденция по дедолларизации РК резко ускорилась, хотя на самом деле это не так или не совсем так.
— То есть на самом деле дедолларизация приостановилась?
— Дело в том, что по динамике сокращения доллара США в расчетах РК и доли долларовых вкладов в БВУ видно, что процесс дедолларизации в Казахстане достиг важного рубежа, пройти за который невозможно без более серьезных преобразований
как в смещении акцента в торговой политике с Запада на Восток с наращиванием роли тенге в расчетах,
так и снижения роли доллара США в экономической жизни стран в других регионах.
В обоих случаях возможность продвинуться в дедолларизации экономики РК будет зависеть от успехов Китая и России в противостоянии с США.
А пока этот конфликт продолжается без явных успехов одной из сторон, главный тренд по сокращению доли доллара в экономике Казахстана, скорее всего, так и останется на паузе. А все изменения будут вызваны сезонностью и локальными изменения конъюнктуры валютного рынка.
В оставшиеся два месяца 2022 года сезонность должна будет играть в пользу повышения спроса на иностранную валюту. То есть казахстанцы скорее будут наращивать покупки американского доллара. То же самое будет касаться внешней конъюнктуры, где ухудшение ситуации в мировой экономике будет давить на сырьевые и фондовые рынки, одновременно увеличивая отток капитала из РК, ухудшая торговый баланс и снижая курс тенге.
Так что конец 2022 года, скорее всего, будет за американским долларом, и мы как минимум увидим рост долларизации вкладов в РК. Увидим всплеск покупок валюты и, возможно, некоторое увеличение доли валюты США в расчетах Казахстана.
— Может ли это как-то отразиться на биржевом курсе тенге? Можно ли спрогнозировать курс тенге к доллару, евро и рублю на среднесрочную перспективу?
— Основным триггером, который с высокой вероятностью приведет курс тенге к серьезному ослаблению в следующие два-четыре месяца, является рецессионая тенденция в мировой экономике. В том, что циклический спад будет, экспертное сообщество особо не сомневается. В основном обсуждается только его глубина с учетом действий крупных центральных банков (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Народный банк Китая) и сроки.
Самый оптимистичный сценарий подразумевает глобальную рецессию в первой половине 2023 года и выход в символический плюс к концу.
Самый негативный сценарий говорит о циклическом кризисе, который превзойдет по масштабам все, что было с «Великой депрессии» 1929 года
Но нам все же стоит ориентироваться на средний сценарий, который очень схож с кризисной ситуацией 2009 года, когда мировой ВВП сократился на 1,7%.
Как Казахстану выйти из кризиса и получить пользу? — эксперты
Стоит вспомнить, что тогда курс нацвалюты РК потерял 16%, что в принципе немного, однако есть один очень важный нюанс. Тогда он был фиксированным, то есть Нацбанк сам определял, на сколько ослабить тенге. А теперь наша валюта плавающая, а значит
рынок со всеми его эмоциями и волатильностью будет формировать динамику тенге, а Нацбанк лишь смягчит этот удар
Так что если говорить о курсе нашей валюты к доллару США и евро, разумно будет ориентироваться как минимум на повторение мартовских минимумов, когда тенге дешевел к доллару США и евро до 500-520 и 540-560 соответственно к январю-февралю 2023 года.
Что касается рубля, базовый сценарий предполагает возвращение курса к более привычным значениям — 5-6 тенге за единицу российской валюты.
Однако во многом динамика рубля будет зависеть от сроков выхода украинского конфликта на переговорное плато. Если это произойдет в 2022 году, рост вероятности выпуска нерезидентов из недружественных для России стран из российских активов должен послужить сильным триггером ослабления рубля и его возвращению к уровням марта 2020 года 110-120 за доллар США.