Это ей невыгодно, ведь Казахстан может принять ответные меры. Но все же Казахстан формирует альтернативные логистические маршруты.
К 2025 году в порту Актау создадут контейнерный хаб. За счет этого объем контейнерных перевозок через казахстанские морские порты вырастет в 5,4 раза — с 40 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, ред.) до 215 тыс. ДФЭ в год. По словам экономиста Магбата Спанова, об этом шла речь еще 15-20 лет назад, когда была надежда построить нефтепровод между Казахстаном и Ираном.
Видимо, сейчас подошло время. Учитывая, что со стороны России сегодня участилось вмешательство в работу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК),
поэтому власти Казахстана и приступили к реальным шагам в направлении диверсификации транспортных маршрутов.
— Казахстану благоприятствует то, что Иран предложил каспийским государствам прямой выход на мировой рынок путем контейнерных перевозок. Здесь все зависит от себестоимости: если состав из Китая будет не 30-40 вагонов, а 60-70, конечно же, это будет выгоднее.
Сейчас над ее снижением они активно работают. К тому же морские перевозки в два-три раза дешевле, чем железнодорожные. Это касается перевозки товаров народного потребления и оборудования. Что касается нефти, безусловно, ее дешевле отправлять по трубопроводу. Но Иран сейчас находится под санкциями, и в этом проблема.
Да и в целом нам никто не разрешит тянуть трубопровод через Каспий. Если тянуть по берегу, не обойти Россию, а она на это никогда не согласится. Поэтому перевозка паромами хорошее решение
Мы во многом зависим от России, от этого не уйти. Но с точки зрения экономической безопасности мы должны находить и запасные пути. Новый морской порт даст дополнительную балансирующую возможность, но КТК, через который сегодня идет 90% экспорта, он не заменит, — считает Спанов.
По его наблюдениям, Россия требует от Казахстана четкого политического определения, но забывает, что у него как у независимого государства есть собственные национальные интересы, которые он и дальше будет отстаивать.
— Если Россия опять решит перекрыть нам трубопровод, она должна понимать, что мы тоже можем что-то перекрыть. Например, поставки урановой руды. Но зачем такого рода открытое противостояние, когда можно договориться?
Если Россия и дальше будет давить, мы можем выйти и из Таможенного союза, тогда заполним все ее пространство контрафактным китайским товаром. В этих условиях ни о какой конкуренции говорить не приходится. Россия приняла решение напасть на Украину, не посоветовавшись с нами, так пусть теперь сама несет все тяготы развязанной ею военной операции. Но я все же надеюсь на конструктивное сотрудничество Казахстана с Россией.
— А расширение логистики — это очень хорошо. Единственно, мы не до конца используем возможности китайского транзита в плане продажи туда продуктов сельского хозяйства. Но опять же все это надо делать на основе договоренностей — поставлять то, в чем нуждаются китайцы.
Сегодня не донца реализованы возможности порта Южно-китайского моря в рамках проекта «Морской Шелковый путь XXI века». Назарбаев в свое время выбил льготу на продажу этим путем о 3 млн тонн зерна
Но опять же, нам необходимо соответствовать по качеству. Китайцы очень жесткие переговорщики, и нам надо научиться отстаивать свои интересы. Но, боюсь, те люди, которые в свое время не отстояли многие возможности при вступлении в ЕАЭС, прогнувшись под Россию, не смогут сделать это и с Китаем, — констатирует экономист.