Как пишет Stan.kz, религиоведение в казахстанских школах преподается с 2004 года. Эта дисциплина, первоначально введенная в качестве факультативного курса, была включена в число обязательных с 2016 года. В управлении по делам религий Алматы рассказали, чему учатся школьники на этом уроке.
В 2009 году, после III Съезда лидеров мировых и традиционных религий, было принято решение о введении дисциплины «Основы религиоведения» в казахстанских школах.
А в странах мира с 1990-х годов религия стала исключаться из школьной программы. Однако после возросшей угрозы религиозного экстремизма и теракта, произошедшего в США 11 сентября 2001 года, эта норма была пересмотрена. Больше 70 стран мира признали необходимость преподавания религиоведения в школах.
По словам заведующей кафедрой религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени аль-Фараби Айнур Курманалиевой, предмет «Основы религиоведения» нацелен на доведение до школьников принципа, что светскость является неотъемлемой ценностью государства.
«В рамках предмета необходимо разъяснить, насколько важна светскость в сохранении стабильности, безопасности государства, объективно проинформировать о понятии свободы вероисповедания, мировых и традиционных религий, истории и современном состоянии новых религиозных движений.
Почему настолько важен визит Си Цзиньпина в Центральную Азию
Вместе с тем, сформировав всесторонние знания о негативных религиозных течениях и запрещенных религиозных организациях, нужно разъяснить причины и последствия возможных угроз на религиозной основе обществу, тем самым сформировать у молодежи «иммунитет» к преодолению проблем», — пояснила Айнур Курманалиева.
Говоря о важности и цели предмета религиоведения, она отметила, что религия и история понятия взаимосвязанные.
«Религиоведение основывается на политике государства в сфере религии. Кроме того, важно оценить, в какой степени ранние религии проявили себя в казахской степи и нашли отражение в нашей культуре.
Через духовное наследие аль-Фараби, Ходжи Ахмеда Ясави, Абая, Ибрая, Шакарима раскрывается роль религии в истории страны и ее значение для всестороннего формирования личности. Обучаясь истории, учащиеся могут различать прошлое и настоящее нашей страны, оценивать место религии в жизни человека, культуры и цивилизации», – добавила Айнур Курманалиева.
Вечный должник? Почему «Қазақстан темір жолы» все время тянет деньги с государства
По словам специалиста, основное требование к учителям религиоведения — научная объективность и высокий профессионализм. Она также добавила, что учитель не имеет права навязывать свои религиозные взгляды при преподавании предмета.
«К учителям религиоведения предъявляются те же требования, что и к учителям других предметов школьной программы.
Кроме того, учитель-предметник должен дать учащимся сведения о сущности религии, ее истории и функциях в современном обществе, научить сравнивать религиозное сознание, религиозное познание и практику с точки зрения светскости.
Важно, чтобы учащиеся уважали свободу вероисповедания и приобщались к культуре толерантности. Кроме того, детям необходимо формировать умение фильтровать данные из электронных ресурсов и религиозной литературы с точки зрения критического мышления, а не поглощать их без выбора», – отметила специалист.
Все по плану — украинский аналитик оценил инициативы Токаева
При изучении религиоведения у учеников возникают различные мнения. Специалист отметила, что это нормально.
«Дискуссии о происхождении человечества, мира — это не вопрос, возникший только сегодня. О нем спорили с момента появления человечества. В науке он определяется как «Теория Большого взрыва», в религии — как «дело» Творца.
Наука меняется, и требуется время, чтобы убедиться в истинности или ложности теорий. Учащимся предоставляется возможность рассмотреть многообразие религий, провести сравнительный анализ и анализ с точки зрения религиоведения.
Любая наука не стоит на месте, поэтому наука о религии день ото дня расширяет круг анализируемых тем и ставит на повестку дня вопросы, вытекающие из запроса общества», – заключила Айнур Курманалиева.