Мы ни раз критиковали ленивых людей, которые не хотят трудиться, а жить за счет государства, пишет Adyrna.kz. Об проблеме иждивенчества корреспондент портала побеседовал с экономистом Бауыржаном Муратбекулы.
Проблема иждивенчества настолько глубоко укоренилась в сознании части начеления, что даже сам президент Касым-Жомарт Токаев упомянул об этом в своем послании. Он призвал общество избавиться от иждивенчества.
Портал побеседовал с экономистом Бауыржаном Муратбекулы.
— Что такое социальное иждивенчество в вашем понимании?
– В моем понимании иждивенчество — это эпидемия, которая ведет общество к краху. В последнее время наша страна активно работает над тем, чтобы стать социальным государством. В период карантинных мер гражданам были предоставлены социальные льготы. В целом государства не оставляет без внимания своих граждан.
Есть средства, которые предоставляются практически всем неработающим гражданам. Но это оказывает негативное влияние на многих людей. В частности, это привело к снижению мотивации населения к образованию, труду. То есть социальное иждивенчество начало набирать обороты. Так, если в стране 19 млн населения, то более половины из них трудоспособные. Но одного этого нам недостаточно. Потому что мы не можем полностью удовлетворить наши потребности.
Россия может потребовать депортации своих граждан из Казахстана — обзор казСМИ
Также у нас не прекращается тенденция выезда квалифицированных специалистов за рубеж в поисках высокой заработной платы. Вместе с тем, в связи с обострением геополитической ситуации, мигранты, приезжающие из России, способствуют усилению социального иждивенчества.
В 1975 году прошлого века в Великобритании был принят специальный закон под названием «spending heng», с целью снижения сопротивления народа политическим реформам и власти. Закон был направлен на оказание поддержки малообеспеченным гражданам. Согласно ему, к заработной плате работающих граждан добавлялась единовременная денежная помощь. То есть как разовая акция.
Но программа, которая должна была регулировать социальную ситуацию, стала работать в обратном направлении. В результате сама акция привела экономику государства к краху. В чем причина? Конечно, люди перестали трудиться и заниматься бизнесом. Они отошли от прежней привычки и превратили льготы в иждивенчество. Льгота снизила интерес людей к работе. Однако, мы не должны считать, что нельзя оказывать социальную помощь людям. Лучше рассмотреть другие способы оказания социальной поддержки. То есть мы не должны прибегать к действиям, которые подавляют желание людей работать.
— Вы считаете, что правительство сказав ,что «даст», сама всех научила плохому? Неужели современное общество не способно отличить нужду и иждивенчество?
— У нас ситуация сложная. Можно сказать, что иждивенческое настроение в самом разгаре. Это процесс, который продолжался с момента распада Советского Союза. Ведь в тот момент, когда мы были в составе Союза, система получения заработной платы была одинаковой для всех. Вам платят одинаково независимо от того, хорошо вы работаете или плохо. Хотя мы перешли на рыночные отношения после обретения независимости, граждане страны несколько лет не могли привыкнуть к новой системе. Это привело к снижению желания граждан работать.
– «Молодеет» ли иждивенчество? В чем причина этого? С кого и как мы должны начать борьбу с иждивением?
— Ни для кого не секрет, что иждивенчество молодеет. Для получения бесплатной помощи от государства предпринимаются попытки скрыть доходы и списать имеющиеся активы на чужое имя. Таких действий становится все больше. Вот почему следует начать борьбу с иждивением с рассмотрения льгот работающим классам.
К примеру, граждане, работающие сами и обеспечивающие работай 5-6 человек, должны быть социально защищены государством. Допустим, с какими-то налоговыми льготами.
С другой стороны, мы должны создать условия для развития отечественных предприятий. Надо дать им возможность свободно работать. Для этого государство должно, прежде всего, обеспечить внутренний спрос. Так сказать, наши национальные интересы не должны быть забыты. Лучше всего ставить на первый план наши экономические ценности. Только тогда мы сможем противостоять сторонним конкурентам. И только после этого количество тех, кто говорит «яблоко созрей и упади мне в рот», может уменьшиться.
В будущем мы должны направить социальную помощь, финансируемую государством, на реально нуждающихся. Мы должны найти механизмы, которые сконцентрируют на работе всех трудоспособных граждан. То есть, чтобы граждане получали льготы в том случае, если они выполняют работу с пользой для государства.