Эксперт рассказала о вызовах, которые появились перед финансовыми институтами страны в условиях турбулентности.
Сегодня в мире наблюдается большая перестройка — от глобализации в сторону национализации. Идет выстраивание внутристрановых и региональных союзов в этом направлении. В этих условиях Казахстану важно понять, где сосредоточены его национальные интересы и в чем заключаются стратегические вызовы для развития.
Это отметила Умут Шаяхметова, председатель правления Halyk Bank, в рамках Kazakhstan Grown Forum. По ее словам, сейчас на банках лежит большая ответственность за экономику страны.
— Мы видим, что для финансового рынка сейчас есть большие вызовы. Это и высокая базовая ставка, и инфляция. Необходимо кредитовать реальный сектор экономики, что от нас и требуют, но при этом неясно, как найти хороших заемщиков и где эти точки роста. В то же время мне хотелось бы рассказать и о возможностях, которые в рамках всей этой геополитической нестабильности есть у Казахстана. Например, для развития производства в разных отраслях.
Очевидно, что Казахстан в сравнении со всем центральноазиатским регионом все-таки та страна, куда еще приходят инвестиции, куда смотрят и куда готовы вкладывать как близлежащие, так и дальние страны
Поэтому для нас важно правильно и грамотно использовать эту ситуацию. В данном случае хотелось бы, чтобы государство не занималось бесконечно построением экономической политики, а конкретно в реальном режиме реагировало на все изменения и понимало, что возможности несут и риски, в том числе санкционные.
Причем санкции могут наложить не на страну, а на определенные компании, банки, что может оказать негативное воздействие на экономику. И если та или иная большая компания попадет под санкции, тогда уже бесполезно говорить о каком-то развитии. А значит, нужно объяснять нашим бизнесменам, которые сегодня пытаются поймать краткосрочную выгоду, чтобы они оценивали среднесрочные и долгосрочные риски, — считает Шаяхметова.
По ее словам, после январских событий для казахстанских банков наступил непростой период.
— Банкам выпала роль выдавать деньги. Хотя многие банки сами пострадали: и отделения у нас сожгли, и банкоматы поломали. Но это оказалось мелочью по сравнению с тем, что выпало им в феврале. Антироссийские санкции в Казахстане в первую очередь коснулись финансового сектора. Ввели санкции и на платежи, особенно на межграничные. Под санкции попали определенные физические и юридические лица. Необходимо было срочно перестраивать наши внутренние операционные системы.
Если вы помните, западные банки даже перестали продавать доллары нашим банкам. В марте был период, когда у нас элементарно не было наличных долларов
Наш банк был основным поставщиком валюты в страну, и от нас стали требовать поменять свои процедуры, чтобы не продавать наличные доллары россиянам. Каждый день мы перестраивали свои операционные процессы, показывали, как вводим этот контроль. Произошло так, что сюда приехали западные банки, среди которых корреспондентские банки Halyk Bank и других, и на месте проверяли в системах, как мы контролируем те или иные процедуры.
— Я бы хотела отметить, что санкции, которые действуют в отношении России и российских компаний, не будут применяться к нашей стране. Но очень опасно, если нашим банкам просто закроют корреспондентские счета. Это значит, что Казахстан попросту будет отрезан от всех внешних платежей. А мы сейчас видим, что у нас, наоборот, импорт с Россией падает и растет экспорт и импорт со стороны других стран. Происходит замещение поставок российских товаров товарами из Турции, Южной Кореи, Китая и Европы.
Поэтому для Казахстана сохранение стабильности банковской системы, наличие корреспондентских внешних счетов, возможности проведения внешних платежей просто критично
Когда на казахстанские банки был период небольшого давления, нам сверху говорили, что мы по-прежнему должны работать с Россией, так как находимся в дружественном пространстве, и не должны жестко применять те или иные меры.
В настоящее время конкретно наш банк планирует следовать международным правилам и регулированию. Только таким образом можно сохранить стабильность для отечественной банковской системы. Чтобы Казахстан просто-напросто не оказался отрезанным от внешних глобальных платежей. А вызовы сейчас большие.
— Вот, например, у нас есть дочерняя компания «Москоммерцбанк». Вчера после объявления мобилизации в России у меня в банке под риском оказались 80 сотрудников-айтишиков, которым прислали повестки.
То есть сейчас перед нами встают какие-то ежедневные операционные вопросы, о которых раньше мы не задумывались. Где найти такое же количество людей, которые могут заменить всех этих сотрудников? Где найти женщин, которые должны заменить этих мужчин?
Мы вроде бы прошли период COVID-19, научились быстро перестраивать операционные процессы, но слишком много событий произошло в 2022 году. Мы пока не знаем, что еще нас ждет впереди.
Сегодня растет кредитование клиентов, у которых вырастает «оборотка», растут объемы продаж. Есть новые идеи по релокации каких-то заводов и фабрик в Казахстан. Это здорово, и нам необходимо эти возможности использовать.
Здесь важна роль и государства, и самого бизнеса, и банкиров, которые должны поддержать, потому что на все нужны финансы. Но делать это нужно, не нарушая правила, законодательные и санкционные нормы. Нужно найти баланс, который будет нам только в созидание и во благо. Это мой основной призыв, — заключает Шаяхметова.