Министерствам рекомендовано усилить контроль по обеспечению топлива в стране.
Проблемы дефицита ГСМ и подготовку к уборочным работам обсудили на заседании Республиканского общественного совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии AMANAT.
Председатель совета, член фракции AMANAT в мажилисе Аманжан Жамалов отметил, что на сегодня в ряде регионов страны сохраняется дефицит дизельного топлива. В регионах от партии системно работают 216 групп для мониторинга цен на товары, в том числе и ГСМ.
Проблемы с поставкой ГСМ отмечены в Акмолинской, Костанайской, Жетысуйской областях, ЗКО и городах Алматы, Шымкент.
Причину дефицита дизельного топлива прокомментировал министр энергетики Болат Акчулаков.
«В этом году разница цены на дизельное топливо в Казахстане и в соседних странах не 80-100 тенге, а свыше 200 тенге за литр. Это привело к тому, что потребление выросло в разы. Свыше 100 тысяч тонн закупают иностранные потребители. То есть фактически дизтопливо вывозится из страны», — сообщил Болат Акчулаков.
Министр энергетики заверил, что несмотря на топливный дефицит, казахстанские сельхозпроизводители обеспечиваются ГСМ бесперебойно.
«Цена при отгрузке установлена 177 тенге за литр. Но с учетом доставки на местах выходит 203 тенге за литр. Вопрос отгрузки и доставки находится на контроле. Мы на своем сайте опубликовали контакты региональных представителей, и любой сельхозпроизводитель в случае появления проблем может к ним обратиться. Для этого мы создали штаб. Дефицит на заправках будет устранен в течение нескольких дней», — сообщил министр.
Однако члены Совета подвергли критике работу ведомств, допустившую топливный кризис в стране.
По мнению Аманжана Жамалова, несвоевременное принятие мер привело к тому, что страна осталась без резерва ГСМ в преддверии уборочной компании.
«Учитывая, что происходит в мире, в стране должен быть как минимум трехмесячный запас ГСМ. В Казахстане одни из самых низких цен на ГСМ в мире. Зарубежным перевозчикам выгодно заправляться у нас.
Узбекские водители везут товары в Москву, заправляются в Шымкенте, потом в Уральске и назад. Получается, мы косвенно субсидировали доставку узбекских товаров, удешевляли их для российского рынка.
Сегодня правительство ввело дифференцированные цены на дизтопливо в зависимости от региона, транспорта и объема потребления. Для казахстанцев цена 230-260 тенге, для иностранцев – 450 тенге.
Почему только сейчас приняли решение о дифференцированных тарифах и почему только по дизтопливу? По бензину такая же проблема, а в целом страдает все население Казахстана и на заправках опять дефицит. И вообще, сегодня благодаря вашим действиям автомобиль для казахстанцев уже не роскошь. Роскошь – бензин», — высказался Аманжан Жамалов.
По мнению членов Совета, основной вопрос при дифференциации тарифа — кто будет контролировать заправки? По словам депутата нужны условия и требования, обязывающие АЗС обслуживать в первую очередь казахстанцев.
«Казахстанец приедет на АЗС, ему скажут по 230 тенге дизтоплива нет, только по 450. Не хочешь — не покупай. Будут продавать только иностранным машинам, потому что это в два раза выгоднее. В итоге будет страдать население. Уже есть подтвержденные случаи, когда в регионах поставщики льготного дизтоплива продавали его по завышенной цене через АЗС», — отметил председатель Совета.
По итогам совета министерствам энергетики, сельского хозяйства и МИО рекомендовано усилить контроль по обеспечению топлива в стране, устранить проблемные вопросы в распределении и поставке льготного дизтоплива. В свою очередь региональные мониторинговые группы партии продолжат отслеживать реальную ситуацию на местах с ценами и доступностью ГСМ.