Рубль сейчас переоценен, а тенге недооценен. Эксперты рассказали, чем это чревато для экономики и населения Казахстана.
Безработным жителям Мангистауской области предлагают трудоустроиться в «Татнефть» в Республике Татарстан. Компания готова обеспечить работой более 500 человек и ищет бурильщиков, слесарей, водителей, машинистов, электросварщиков, которые будут трудиться вахтовым методом. Максимальная заработная плата 714 тысяч тенге, если переводить в тенге по текущему курсу (по 9,1 тенге за рубль).
Серикжан Берешев, профессор и директор Казахского НИИ труда, считает, что нынешняя ситуация с кросс-курсом «рубль-тенге» уже вышла из-под контроля. Чтобы его выровнять, правительству необходимо предпринимать административные меры.
— Это ненормальное состояние: рубль переоценен, тенге недооценен. А
то, что мангистауцы решают отправиться на заработки в Татарстан, вполне объяснимо. Ведь запасы нефти в Мангистауской области истощаются и люди ищут новые возможности работать по профессии
Они смогут осуществить обмен опытом, а если у нас в дальнейшем откроется новое месторождение, лучше проявят себя уже на родине. Будут ли наши соотечественники уезжать в Россию, чтобы заниматься неквалифицированным трудом? В будущем возможно, но сейчас вряд ли. Тем более, я уверен, долго ситуация с крепким рублем не продлится, — убежден Берешев.
По мнению экономиста Петра Своика, при нынешнем диспаритете рубля и тенге предложение работы казахстанцам от российской компании поступило не случайно.
Дорогой рубль будет и дальше способствовать тому, что все больше наших граждан решат отправиться на заработки в Россию, в том числе заниматься и неквалифицированным трудом
Он также считает, что текущая ситуация с крепким рублем абсолютно ненормальная.
— Евразийское экономическое пространство не предусматривает таможенных границ: нет препятствий для свободного перемещения капиталов, товаров и рабочей силы. Но на нем по определению не должно быть разных валют.
А если и есть, их соотношение должно быть прочно установлено, а не меняться по дням или месяцам. Вот в разных странах Евросоюза свои валюты, но они связаны с евро либо вообще неизменным курсом, либо мало меняющимся. У нас же этот вопрос до сих пор не решен.
При этом Россия совершает с рублем манипуляции, укрепляя его, не оглядываясь на союзников и ничуть не думая об их интересах
Так было и в 2014 году, когда после захвата Крыма и начала военных действий на Донбассе Россия опустила рубль в два раза. Это не было согласовано ни с кем из участников Евразийского пространства.
В результате всем пришлось как-то подстраиваться. В Казахстане, например, в 2015 году приняли программу «100 шагов», потом провели досрочные перевыборы и только после этого отпустили тенге в свободное плавание. Тогда и случилась августовская девальвация, — вспоминает экономист.
По его словам, в настоящее время власти Казахстана растеряны и не знают, как поступать. И такая неопределенность будет длиться ближайшие пять лет.
— При этом потребительский рынок Казахстана почти наполовину заполнен российскими товарами, которые становятся в два раза дороже. Казалось бы, для казахстанских производителей это великолепный стимул развивать свое производство. Но под этот стимул должны быть деньги и эффективные механизмы кредитования.
Если, условно, мы обнаружим, что можем делать колбасу лучше и в два раза дешевле черкизовской, нам понадобятся средства для организации всего производственного цикла
Но их в нашей экономике нет. Развитие происходит за счет иностранных инвестиций, и развивается только то, что нужно внешнему рынку. Поэтому надо решать вопрос с переделом нынешней инвестиционной модели казахстанской экономики.
У россиян, кстати, тоже с этим проблема. Хоть они сейчас и укрепили рубль, но инвестиционного потенциала для наращивания качества своей собственной экономики недостаточно. Поэтому они не могут заменить товары, которые сейчас неспособны купить из-за санкций, для этого им надо воссоздать свою собственную авиа-, судоходную промышленность и другое.
— Но должны появиться выделенные банковские структуры, которые бы осуществляли это инвестирование, а также планирующие органы, которые бы формировали пятилетние планы. И в ближайшее время Россия будет это создавать, она уже двигается в этом направлении.
А в Казахстане в программах правительства до сих пор звучат заклинания насчет свободного рынка, который сам порешает все вопросы
Но чтобы сейчас воспользоваться удорожанием рубля и нарастить производство своих товаров, которые заменят российские, нам нужны:
в которой будет прописано, что и когда должно быть построено.
Однако в головах у наших членов правительства нет понимания необходимости создания подобной системы. А значит вывод один: нынешняя ситуация с дорогим рублем будет способствовать лишь ухудшению жизни простых людей. Шок в экономику Казахстана уже пришел. Но ощутить его мы сможем лишь к осени-зиме, — заключает Своик.