Главным образом речь идет о комиссионных за транзит по новым маршрутам, но может перепасть и производству.
Обмениваясь санкциями, Россия и Европа закрыли воздушное пространство для авиакомпаний друг друга. Стороны начали искать альтернативные маршруты и часть из них пролегает через Казахстан. Накануне уже объявили, что Казахстан может получать дополнительно около полутора млн долларов США в месяц только за счет новых авиарейсов через свою территорию.
Мы поинтересовались у экономиста Асета Наурызбаева, какие еще выгоды могут достаться Казахстану от войны санкций?
— Как полагаете, «авиационные» полтора миллиона долларов в месяц — это единственный «приработок», который у нас появился? Или будут и другие?
— Думаю, у Казахстана появится очень много дополнительных возможностей в финансовой сфере. Принятые против России финансовые ограничения серьезно «качнут» и наш пресловутый «офшор» в столице. То есть он станет гораздо более привлекательным.
Пандемия коронавируса приведет к большой войне — Анатолий Вассерман
— МФЦА имеете в виду?
— Да. И вообще это касается всех транзитных операций, где мы можем получить свою комиссию. Однако до конца объем санкций мы еще не знаем. Они еще не закрылись, и непонятно, какие еще последуют.
— Давайте представим, что на самом деле уже закончились, больше ничего не последует — и будем отталкиваться от того, что есть на данный момент.
— Наверное, начнут активничать наши дочерние банки, поскольку в их интересах перевести расчеты на казахстанскую почву. И в том числе наличность получать они могут через нас.
Развитие банковской системы за 30 лет независимости — наблюдения экономиста
Возможно, получится улучшить собственную сферу производства. Например, к нам перенесут производство автомобилей. Будем их собирать в Казахстане в рамках ЕАЭС. Кстати, раньше нам это даже обещали.
Но здесь нужна тонкая юридическая работа, чтобы страны, которые эти санкции ввели, признали это действительно нашим производством,
а не какой-то попыткой помочь российским компаниям эти санкции обойти. Потому что иначе негативные последствия могут оказаться намного больше, чем вся потенциальная выгода от переноса производства.
— Наша основная статья экспорта — углеводородное сырье. Получится ли ее увеличить? Если Запад откажется например от российской нефти, ее нужно будет чем-то заменить. Сможем свою продавать?
— В целом рынок так и сработает. В любом случае будет некий переток транспортных потоков. Россия перенаправит свою нефть в Китай, те в свою очередь снизят потребление той нефти, которую к ним транспортировали через Европу — и так далее.
В итоге спрос в ЕС на нашу нефть увеличится, но зато упадет в Китае
— То есть по итогу мы останемся просто при своих, обмен получается равноценный?
— Не совсем. Настолько большие перераспределения логистики нам теоретически должны быть выгодны, потому что мы и там, и здесь «сидим в трубопроводах». Но выгода не настолько большая, как если бы например на миллион баррелей в сутки продавать, поскольку общий баланс нефти, скорее всего, сохранится.
Но какую-то выгоду хотя бы в виде комиссионных за логистику, то есть за транзит через нашу территорию должны получить
Допустим, против России введут такие санкции, что она не сможет свои нефть и газ вообще никуда продать — тогда, конечно, на рынке возникнет дефицит. Но дело в том, что страны, которые эти санкции предпринимают, в таком дефиците сами не заинтересованы.
Курс тенге в 2022 спрогнозировали в Евразийском банке развития
Они будут вводить санкции очень ограниченно, поэтапно. И по мере готовности альтернативных путей нефти и газа будут их усиливать.
Казахстан может оказаться одним из выгодоприобретателей, если расставит все юридические фишки правильно
В целом будем зарабатывать за счет комиссий. Возможно, Беларусь тоже «закроют», тогда может начаться реэкспорт через нас. То есть сюда завозим, а потом внутри Таможенного пространства будем логистически перенаправлять и получать комиссионные. Но что касается производства, общий объем в мире не изменится, просто потоки будут перенаправляться.