Довольно дисциплинированно по отношению к государственному долгу начало свою деятельность нынешнее правительство, состав которого был обновлен сразу же после январских событий.
Как следует из данных Минфина, общая величина государственного долга Казахстана уменьшилась за первый квартал текущего года в тенговом эквиваленте на 1,3% до 21 трлн 694,1 млрд тенге. В абсолютном выражении – на 281,5 млрд.
В пересчете на доллары снижение оказалось более впечатляющим – 7,0% или $3 млрд 562 млн. Естественно, что тут правительству помогла девальвация тенге.
При этом собственно правительственный долг увеличился с начала года на 2,4% до 19 трлн 179,1 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 449,2 млрд. Однако в долларовом эквиваленте произошло снижение на 3,5% или $1 млрд 523 млн, до $41 млрд 857,6 млн.
Три четверти казахстанцев переживают экономический кризис — социолог
Влияние девальвации сказалось и на составляющих правительственного долга. К примеру, его внутренняя часть, которая изначально формируется за счет тенговых заимствований на отечественном фондовом рынке, включая и пенсионные накопления казахстанцев, увеличилась в первом квартале на 1,2% до 11 трлн 460,7 млрд тенге, однако в долларовом эквиваленте уменьшилась на 4,7% до $25 млрд 12,4 млн.
Внешний же правительственный долг, формируемый в резервных валютах за исключением ГЦБ, размещенных на российском рынке, снизился на 1,7% до $16 млрд 845,1 млн. Но из-за девальвации тенге к доллару размер этой части после пересчета в казахстанскую валюту вырос на 4,3% до 7 трлн 718,4 млрд тенге.
В принципе, нет особой трагедии для бюджета, что правительство продолжает обслуживать свои заимствования на российском фондовом рынке, как и угрозы попадания Казахстана под санкции США из-за сохраняющихся взаимоотношений с российскими контрагентами.
В общей сложности на отечественные ГЦБ, размещенные в соседней стране, к началу апреля приходилось 439,2 млрд тенге или $958,5 млн. Главными же валютными кредиторами правительства Казахстана остаются
В долговой статистике минфина учитывается и долг Нацбанка, который полностью внутренний и представляет собой по сути «лишние» деньги, выведенные им с внутреннего рынка.
Как ни парадоксально, большей частью это средства господдержки, так и не востребованные бизнесом, кроме того, Нацбанк выходит из программ прямой поддержки, финансировавшихся за его счет.
За первый квартал объем долга Нацбанка уменьшился весьма значительно – почти на треть (31,8%) до 1 трлн 432,9 млрд тенге ($3 млрд. 127,1 млн.), в абсолютном выражении – на 669,6 млрд.
В принципе, это только к лучшему, но после того, как Нацбанк «высушит» денежный рынок, а правительство сократит объемы господдержки, отечественному бизнесу придется нелегко. Заемные деньги в Казахстане дорожают, так как Нацбанк поднимает свою базовую ставку, растет инфляция, у банков нарастает дефицит качественных заемщиков.
В составе госдолга учитывается также долг местных исполнительных органов власти. Его размер за первый квартал снизился на 3,6% до 1 трлн 807,1 млрд тенге ($3 млрд 944,0 млн), при этом правительству акиматы должны были 725 млрд тенге.
Помимо собственно госдолга, в статистике минфина приводятся также данные по гарантированному государством долгу, увеличившемуся в первом квартале на 5,9% до 1 трлн 242 млрд тенге ($2 млрд 710,6 млн), и долгу по поручительствам государства, который остался на уровне начала года в 26,6 млрд тенге ($58,1 млн).
Однако, несмотря на некий позитив, правительству еще рано почивать на долговых лаврах. Ведь за последнее 10-летие государственный долг Казахстана вырос более чем вдвое и приблизился к 30%-ной отметке от ВВП.
Соответственно увеличились и выплаты по госдолгу, которые в конечном итоге ложатся на налогоплательщиков. «Подушкой безопасности» для погашения внешних займов в чрезвычайных условиях выступает Национальный фонд РК, однако его средства истощаются.
Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства РК по состоянию на 1 апреля 2022.