Политолог в интервью порталу Ia-centr объяснил, почему акимами регионов не назначают молодых.
Подготовка молодых кадров продолжается уже много лет: c начала 90-х годов идет обучение и призыв на государственную службу молодых финансистов, юристов, экономистов и т. д.
Кадровый резерв в Казахстане есть, и он постоянно обновляется. Однако дело в том, что у большинства журналистов и политологов «замыливается глаз». Все привыкают к одним и тем же фамилиям, поэтому создается впечатление отсутствия обновления среди государственных служащих.
По моим подсчетам, за последние десять лет средний возраст элиты в Казахстане составляет плюс-минус 50 лет. Это министры, акимы и прочие руководители крупных государственных институтов.
Такая цифра говорит о постоянном обновлении кадров — «старая гвардия» постепенно уходит, ей на смену приходит молодежь. В нынешнем составе правительства нет тех, кто занимал какие-то высокие посты например 15 лет назад.
Руководство Казахстана запускало программу Президентского молодежного кадрового резерва около десяти лет назад. Через какое-то время ожидается, что талантливые молодые выпускники выйдут на самостоятельные позиции в государственных органах страны. Сейчас они во втором и третьем эшелоне власти.
Если смотреть на нынешний состав чиновников, в качестве примера можно привести руководителя партии AMANAT – Асхат Оралов родился в 90-х. Также среди министров Казахстана есть несколько человек, которым еще не исполнилось и 40 лет.
В назначении акимов есть свои тонкости, и они связаны со спецификой работы в регионах. Если главами министерств могут быть более молодые кадры, которые способны работать в более широком поле по реформированию системы, то назначение в акимском корпусе носит более консервативный характер.
Акимы решают вопросы не только бюджетного, финансового характера, но и должны разбираться в обширном спектре вопросов – от обеспечения водоснабжения до диалога с местным населением. Поэтому подбор подходящего акима идет дольше, чем министра.
Сейчас в Казахстане продолжается смена акимов, а это значит, что новые задачи требуют и нового подхода к их решению. За три года правления президента Касым-Жомарт Токаева в 11 из 17 регионов страны менялись руководители.
Омоложение кадров идет постепенно. Но
цели омоложения ради омоложения нет. Нужен результат
Поэтому акиму необходим не только опыт работы на разных позициях в цепочке управления, но и успешные примеры решения поставленных задач.
В определенной степени назначение акимов в Казахстане это лотерея. Потому что амбициозных людей, стремящихся руководить областью или возглавить министерство, гораздо больше, чем способных на это.
Именно поэтому существует система мониторинга. Социологи проводят оценку качества работы и составляют неофициальные рейтинги акимов областей. Свои рейтинги составляет и Администрация президента РК. И судя по тому, что должностей лишаются люди, которые в социологических исследованиях находятся на аутсайдерских позициях, мнения экспертов и чиновников совпадают.
Так, на прошлой неделе был опубликован очередной рейтинг акимов. Трех человек, занявших последние места, президент отправил в отставку. То есть акимов, которые работают плохо, увольняют и подбирают им адекватную замену.
Вопрос назначения или выборов глав регионов остается спорным многие десятилетия. Соглашаясь на выборы сельских, районных и городских акимов, Нур-Султан настаивает на том, что акимы областей и крупных мегаполисов должны предлагаться центром. Это обеспечивает не столько лояльность, сколько выявление возможных рисков.
Назначение акимов областей из центра позволяет избежать возможного экономического или политического сепаратизма и обеспечивать единую политику по всему Казахстану.
Кроме того, Токаев сейчас предложил вариант избрания акимов из тех кандидатов, которые предложит центр. При этом право отправлять акимов в отставку президент оставляет за собой. Такой механизм позволяет в случае нелояльности оперативно решить кадровый вопрос в регионе.
С учетом текущего состояния экономики долларовыми бюджетами обладают только четыре региона Казахстана: столица, Алматы и нефтяные области на западе страны – Атырауская и Мангистауская.
В свое время такими возможностями обладали гораздо больше областей: центральные металлургические регионы – Костанайская, Павлодарская, Карагандинская области. Их отчисления в бюджет были весьма значительными.
Сейчас таких «доноров» осталось всего четыре. Причем столица Казахстана остается в нестабильном положении – уходит из «плюса» в «минус», и наоборот. Поэтому
в Западном Казахстане сохраняется нежелание делиться доходами с другими регионами
Возникает потенциальный вопрос экономического сепаратизма.
Отставки акимов Жамбылской, Кызылординской и Атырауской областей ожидались давно. Бывший глава Жамбылской области достиг пенсионного возраста, и несмотря на то, что он является ветераном акимского корпуса, в определенной степени исчерпал себя на этом посту.
По Кызылординской области отставка случилась из-за многочисленных жалоб на работу акима, которая просто не тянула поставленные перед ней задачи. Аналогичная ситуация в Атырауской области – заместители прежнего акима попали под следствие.
Поэтому отставка вышеперечисленных акимов ожидалась давно, а задержка была вызвана поиском подходящих кадров. Никаких неожиданностей в кадровых перестановках не было.