Из России ушли многие гигантские компании в сфере автопроизводства. Могут ли они прийти в Казахстан и как это отразится на цене автомобилей? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти портал Qamshy.kz.
В рамках антироссийских санкций одной из первых прекратила работу в России Audi. Следом перестали отправлять автомобили дилерам в России BMW, Mini, Cadillac, Chevrolet, Chery, Ford, Geely, Haval, Honda, Jaguar, Land Rover, Toyota, Lexus, Mazda, Nissan, Porsche, Škoda, Volkswagen и Volvo.
Но Geely, Haval, а также Toyota и Lexus — компании, которые считаются важными для казахстанского авторынка, заявили, что не прекращают продажи автомобилей в России. И добавили, что ограничение связано с нарушением логистической сети и нестабильностью валютного курса.
Сдерживание цен может привести к большому взрыву — обзор казСМИ
Деятельность автозаводов тоже была ограничена. Список возглавляют BMW (Калининград), Ford (Москва), Nissan (Санкт-Петербург), Volkswagen (Калуга) и Škoda (Нижний Новгород). Заводы Toyota, Hyundai, Kia в Санкт-Петербурге и Renault в Москве прекратили работу из-за нехватки необходимых автозапчастей.
Несмотря на то, что основная часть автопроизводителей не имеет прямого контакта с Казахстаном, ситуация в России все же повлияла на нашу страну. Так, 11 марта, когда стоимость доллара превысила 510 тенге, цены на машины в РК взлетели. Например, в автосалонах Toyota Camry они поднялись на 11%, а стоимость Volkswagen Tiguan выросла до 4,1 млн тенге.
Подорожали и подержанные автомобили. Так, на сайтах по их продаже Toyota Camry XV 30 (V35) 2001-2006 годов выпуска в среднем стоит от 5,5 млн тенге. Это намного выше, чем в предыдущие годы.
Руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов положительно оценивает возможности Казахстана в привлечении производителей.
— Могут ли автопроизводители, покинувшие Россию, открыть свои заводы в Казахстане? Сможет ли наша страна стать привлекательной для мировых компаний и оправдать их доверие?
— Понятно, что там внимательно рассматривают этот вопрос. Я думаю, что они должны выйти на рынок Казахстана для развития санкционированного бизнеса. Ведь в этой сфере мы смогли себя проявить. На отечественном рынке собираются и выпускаются такие мировые бренды, как Hyundai, Kia, Renault. Думаю, сейчас нет такого понятия, как «оправдание доверия». Напротив, в центре внимания вопрос расширения автозаводов.
— На какие стандарты, критерии смотрят? Насколько выгоден Казахстан для иностранных предприятий?
— Учитываются все международные стандарты и критерии, необходимые для эксплуатации автомобиля на конкретном рынке. Например, у Евразийского союза есть свой техрегламент. Все это учтено, транспорт выпускается в рамках стандартов. Потому что, во-первых, должна быть обеспечена безопасность. Во-вторых, главная норма сегодняшнего дня — стандарт и качество.
Конечно, Казахстан для инвесторов выгоден, ведь сократится логистика, станет проще транспортировка. Да, на логистику, таможенные платежи и многое другое есть затраты. Это препятствия, которые ставит каждая страна. Но в рамках Евразийского союза у нас есть свои правила. Это выгодно инвесторам, потому что они могут вернуть свои инвестиции. Производство транспорта в любом случае должно быть востребовано среди населения.
— Большой ли сейчас спрос на новые автомобили? Кто ставит цену на авто?
— Потребителей спрос высок. Цены не должны повышаться, это обеспечивается маркетинговыми организациями производителей. То есть поскольку машины сконструированы у нас, мы как дилер не можем поднять цены, такие решения принимает верховный штаб.
— Есть информация, что граждане России массово покупают казахстанские автомобили. Насколько это повлияет на цену в Казахстане?
– Это не соответствует действительности. Да, есть спрос со стороны российских потребителей. Однако не в таких масштабах, чтобы вытеснять с рынка казахстанцев. Автомобилей достаточно, и это никак не повлияет на цену.
Колледжи нас не спасут, надо учить английский — Марат Баккулов
— Какие изменения ждут отечественный авторынок? Подешевеют ли машины?
— Если компании, покинувшие Россию, придут в Казахстан, страна станет центром постсоветских государств, где сформировался транспортный рынок. То есть кыргызы, другие наши соседи и даже Россия будут приезжать к нам, чтобы приобрести автомобили. Если все это будет так, мы станем мощной страной с развитой автомобильной отраслью. Это мое личное мнение.
А что касается цены, знаете, она такая же, как и цена на топливо. Я никогда не видел снижения цен на топливо. Следовательно, цены на авто также не будут снижены, потому что подобная тенденция по всему миру. В связи с общемировыми тенденциями можно ожидать роста цен на 10-15%.