Повышение зарплаты в стране власти начали с… предъявления требований бизнесменам. Буквально: акиматы начали звонить предпринимателям, требуя исполнить поручение о повышении заработной платы сотрудникам.
Это произошло после того, как министр труда и соцзащиты Серик Шапкенов призвал работодателей Казахстана повысить зарплату работникам в условиях мировой инфляции.
Это разозлило некоторых бизнесменов, которые убеждены, что чиновники не в праве настаивать на повышении зарплаты. Ведь частный бизнес не относится к подведомственным организациям
В связи с этим возникает вопрос, как все-таки сделать, чтобы при значительном удорожании продуктов питания, услуг и непродовольственных товаров работодатели все же шли навстречу своим сотрудникам и повышали оплату за труд?
По словам Серикжана Берешева, профессора и директора Казахского НИИ труда, в вопросе повышения заработной платы прежде всего надо отталкиваться от факта, увеличились ли цены на услуги или товары у компании-работодателя.
— Если вследствие непрекращающейся инфляции они возросли, обязаны повышать и зарплату. С этой точки зрения один из контрольных показателей — удельный вес фонда оплаты труда от стоимости продукции или услуг. Допустим, раньше он составлял 30%, а сейчас в связи с удорожанием стал 25%. Таким образом, работодатель самостоятельно занизил расходы на оплату труда. Но какие-либо механизмы, чтобы заставить работодателя повысить зарплату у нас не предусмотрены законом. Ему надо просто показать на расчетах, что на прежнем уровне зарплату оставлять нельзя. Это уже этическая сторона вопроса, — говорит он.
По мнению профессора, то, что сотрудники акиматов звонят на предприятия — это субъективный подход и проявление того самого патернализма, который раньше присутствовал в Советском Союзе.
— Дело еще и в том, что у нас не очень развитый рынок, он находится в зачаточном состоянии. Если рабочие не согласны с зарплатой, они могут просто уйти и искать другое место. Но обычно люди начинают выступать, бастовать…
Для решения вопроса с зарплатой у нас есть Институт социального партнерства. Он помогает это сделать путем коллективных переговоров не только на уровне предприятия, но и на более высоких уровнях. Кстати, вопросы с зарплатой можно отразить в отраслевом или региональном соглашениях.
Такого вида соглашения представляют собой правовой акт, который заключается между сторонами социального партнерства и определяет содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников.
Записанное в этих соглашениях имеет силу закона. Как правило, в них участвуют три стороны — государство, работодатели и работники.
Интересы работников иногда представляют профсоюзы. Совместными усилиями можно выработать необходимые меры в соглашении. И
если в отраслевом соглашении будет записано, что зарплата, условно, должна быть не менее 30% от стоимости продукции, значит это надо соблюдать, иначе будет нарушение Трудового кодекса.
Что касается регионального соглашения, в нем прописать подобный пункт будет сложнее. Допустим, у нас есть подобное по городу Алматы. Но если внести туда пункт о соотношении зарплаты к продукции — это будет касаться всех предприятий. Но структуры затрату всех разные, это все усложняет. А вот в отраслевом соглашении это можно записать, без проблем. Но пока этого нет, — подчеркивает Берешев.
Всем этим должны заниматься профсоюзы. Но, по его наблюдениям, во-первых, роль этих объединений в Казахстане понижена. А во-вторых, в Трудовом кодексе РК записано, что если работодатель со своей стороны может нанимать любых экспертов для защиты своих интересов, профсоюзы этого делать не могут.
— Не могут пригласить, допустим, меня, специалиста из этой области, чтобы я мог защищать их интересы. Если взять, к примеру, профсоюзы на предприятии, в их составе в основном рабочие, которые не очень разбираются в нюансах трудового законодательства. Может быть что-то знают в региональных и отраслевых профсоюзах. Но, опять же, это люди к таким делам не подготовленные.
Поэтому закон надо менять. Чтобы у работников появилось больше прав, а их представителями могли бы становиться любые физические и юридические лица, кроме профсоюзов
Тогда у работников было бы больше шансов влиять на уровень своей заработной платы, — заключает эксперт.