Стимулировать насыщение рынка продуктами с минимальным вредом здоровью – такой налоговой политики придерживается все больше развитых государств. Возобладает ли этот прогрессивный подход в Казахстане?
Несмотря на все усилия ВОЗ по борьбе с табакокурением, количество курильщиков в мире не уменьшается. По прогнозам, к 2025 году их число составит не менее 1 млрд. человек. Продолжает расти и смертность от болезней, вызываемых курением.
Общеизвестно, что основной вред здоровью курильщика наносят продукты горения табака, которые содержатся в табачном дыме. Это множество химических веществ, большинство из которых являются ядами и канцерогенами.
Понимая необходимость поиска менее вредных альтернатив курению, позволяющих получать никотин, не вдыхая ядовитый дым, ряд табачных компаний в последние годы инвестировали в создание продуктов, где вообще отсутствует горение и нет никакого дыма.
В результате этих разработок на рынке появились изделия с нагреваемым табаком (ИНТ), в которых табачная смесь при помощи электронных устройств не поджигается, а лишь нагревается до температур, недостаточных для возникновения процесса горения. В итоге ИНТ обеспечили снижение рисков для здоровья по сравнению с традиционными сигаретами, став альтернативой для людей, которые не хотят прекращать потребление никотина, но при этом думают о сохранении своего здоровья.
Все дополнительные вещества, применяемые в бездымных системах, давно проверены и повсеместно используются в пищевой промышленности. То есть аэрозоль, который вдыхает курильщик, является практически безопасным, так как он не содержит никаких продуктов горения, канцерогенов и всем известных вредных смол. За исключением, конечно, самого никотина, который вызывает привыкание. Никотин, разумеется, не безвреден, однако медицина давно доказала: вовсе не он является фактором возникновения тяжёлых заболеваний, связанных с курением табака.
В последнее время свыше 30 фундаментальных научных работ на эту тему были опубликованы различными независимыми экспертами, включая ведущие государственные исследовательские центры и органы здравоохранения. Их данные подтверждают факт безусловного снижения вреда при использовании ИНТ.
Например, управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов FDA (США), имеющее репутацию самого строгого в мире медицинского надзорного органа, подтвердило сниженное воздействие аэрозоля на организм по сравнению с сигаретным дымом.
В целом имеющиеся данные позволяют уверенно говорить, что риск для здоровья людей, перешедших на продукт, значительно ниже, чем если бы они продолжали курить сигареты. Поскольку система нагревания табака исключает процесс горения, его аэрозоль содержит в среднем на 95 процентов меньше токсинов в сравнении с сигаретным дымом.
Концепция снижения вреда в США, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Японии является важной частью политики в сфере здравоохранения. Поддерживая переход курильщиков от сигарет к менее вредным бездымным альтернативам, правительства этих стран смогли значительно уменьшить бюджетные расходы на борьбу с последствиями курения. Так, в Японии всего за четыре года 22 процента людей прекратили курить сигареты и перешли на бездымные альтернативы.
Дифференцированный подход к налогообложению, основанный на степени риска конкретного табачного продукта, также побуждает курильщиков переходить от сигарет к менее вредным бездымным альтернативам. Вот почему возможное уравнивание акциза на бездымный табак с акцизом на сигареты – отнюдь не в интересах ни курящих, ни общественного здравоохранения. Государство в этом случае просто не достигнет своих целей – снизить число курящих и заболеваемость, связанную с последствиями курения.
«Данные исследований позволяют говорить, что потенциальный риск для здоровья людей, полностью перешедших на инновационный продукт, намного ниже, чем если бы они продолжали курить сигареты. А подход к налогообложению, основанный на степени риска, побуждает курильщиков переходить от сигарет к менее вредным бездымным альтернативам», – отмечает эксперт Ассоциации «Денсаулық», врач Гинатс Кентра.
Стоит отметить, что в странах ОЭСР ставки на никотинсодержащие жидкости и на изделия с нагреваемым табаком (ИНТ) меньше ставок на сигареты в среднем соответственно на 90 и 60 %, в Евросоюзе – на 89 и 72%, в ЕАЭС – на 87 и 70%, а в СНГ – на 89 и 62% соответственно.
При этом эксперты в сфере налогообложения указывают на необходимость осуществлять налогообложение ИНТ исключительно в килограммах табачной смеси.
«Дело в том, что существует множество видов и форм ИНТ, и их количество в пачке и объём в единице изделия могут существенно отличаться. Например, в популярных в Казахстане GLO и IQOS двадцать стиков в пачке, а есть аналог под маркой Ploom tech на других рынках, в котором всего 5 единиц, но по объёму табачной смеси они равны. Поэтому расчёт в килограммах позволит избежать неравномерного налогообложения и обеспечить единообразный подход», – считает Дмитрий Жуков, исполнительный директор ассоциации «QazSpirits».
При этом в отраслевой ассоциации сочли странным предложение облагать дополнительным акцизом сами девайсы – те устройства, с помощью которых потребляется нагреваемый табак.
«Эта мера вводит специалистов в недоумение, так как тут налицо идея двойного налогообложения. Если применять акциз на устройства в дополнение к стикам, то по такой же логике нужно облагать налогом зажигалки, спички, пепельницы, которые используются в качестве сопутствующих товаров при курении обычных сигарет», – уверен Дмитрий Жуков.
Казахстанские эксперты предлагают обратить внимание на опыт развитых стран, где интересы общественного здравоохранения стоят выше сиюминутных целей дополнительного наполнения казны. Например, опыт Японии, где концепция снижения вреда применяется уже давно.
«В Японии дифференцированное регулирование табачных продуктов помогает снизить смертность от курения сигарет и способствует переходу на изделия из нагреваемого табака, что положительно сказывается на общественном здравоохранении всей страны», – цитирует Forbes доктора Хироя Кумамару, сердечно-сосудистого хирурга и вице-президента Международной больницы AOI в Канагаве.
Во многих европейских странах также применяется дифференцированное налогообложение на основе принципа снижения вреда. Продукты и товары, которые более вредны для здоровья человека, облагаются более высокими налогами, чем их менее вредные альтернативы. Такой подход стимулирует компании инвестировать и производить менее вредную продукцию, пополняя государственный бюджет на фоне сохранения здоровья граждан.
Такой же подход применяется и у нас в Казахстане, например, в сфере обложения акцизом алкоголя. Вино и пиво в нашей стране облагаются по гораздо меньшей ставке, чем водка, которая имеет более высокую крепость и наносит больший урон обществу, нежели слабоалкогольные напитки.
Также на сегодня и сигареты в Казахстане облагаются по большей ставке акциза в сравнении со ставками на изделия с нагреваемым табаком или никотиносодержащими жидкостями.
Автомобили с объемом двигателя свыше трех литров также подлежат обложению дополнительным налогом, так как у их двигателей больше расход топлива и соответственно – количество выбросов. В то время как электромобили, не имеющие выбросов в окружающую среду, вовсе не облагаются акцизом и транспортным налогом.
Такие прогрессивные налоговые меры, прямо влияющие на конечную стоимость товара, способны стимулировать переход общества к более здоровому образу жизни. И в частности – переход курильщиков с традиционных сигарет на альтернативные продукты с пониженным риском положительно отразятся на здоровье населения. По мнению профессора Фрэнка Джей Чалупка, одного из ведущих научных партнёров ВОЗ, «законодательная власть должна применить подход дифференцированного налогообложения никотиносодержащих продуктов в целях максимального стимулирования перехода курильщиков от наиболее вредных продуктов к наименее вредным».
В Кодексе о здоровье предусмотрено определение «табачные изделия», которое было расширено в 2020 году, таким образом что под это определение попадают инновационные изделия с нагреваемым табаком. Однако, расширенное определение «табачное изделие» в Кодексе о здоровье теперь противоречит международным актам, а именно Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака и Техническому регламенту Евразийского союза на табачную продукцию. Например, в РФ для изделий с нагреваемым табаком и другим видам бездымных продуктов предусмотрено отдельное определение, не связанное с табачными изделиями.
«Некоторые стороны считают достижением принятые в 2020 году положения Кодекса о здоровье, регулирующие табачную продукцию. На мой же взгляд, это грубейшая юридическая коллизия допущенная из-за незнания элементарной юридической техники. В Кодексе определение «табачное изделие» изложено таким образом, что теперь противоречит наднациональному законодательству. Более того, возникающая коллизия нарушает положение Конституции РК, в котором сказано, что международные акты имеют приоритет перед национальными правовыми актами.
Международные требования в отношении табачных изделий (технический регламент на табачную продукцию, стандарты, методы измерения, лабораторные машины) технически не могут быть применены к изделиям с нагреваемым табаком. Именно по этой причине изделия с нагреваемым табаком в международной практике имеют отличное от сигарет определение, такие изделия относятся к никотиносодержащей продукции.» – подчеркивает Дмитрий Жуков, исполнительный директор Ассоциации QazSpirits.
Большую обеспокоенность вызывают так называемые одноразовые вейпы, которые без соблюдения требований законодательства сейчас реализуются на всей территории Казахстана. Относительно недорогое устройство по сравнению, например, с системой для нагрева табака IQOS становится лёгким объектом для покупки среди несовершеннолетних. Сейчас наблюдается высокая активность распространение безакцизных и немаркированных одноразовых вейпов среди молодежи.
«Мы выступаем за цивилизованный рынок никотинсодержащей продукции, в котором нет места для информации, вводящей потребителей в заблуждение, соблюдаются этические аспекты ведения бизнеса, а также в котором каждый участник торговли чувствует ответственность перед обществом, государством и потребителем.
Весьма ошибочно приводить аналогии «одноразок» и такой продукцией как IQOS, поскольку они разнятся не только с точки зрения цены, наличия акциза, маркировки и пр., но и с точки зрения вышеназванных фундаментальных принципов ведения бизнеса» – сообщает руководитель Ассоциации QazSpirits.
Требования к упаковке Кодексом установлены таким образом, что именно для изделий с нагреваемым табаком специальная картинка должна быть размером в 65% от основной площади пачки, тогда как к сигаретам аналогичное требования установлено в размере 50%. Требование для ИНТ необоснованно жёстче чем к сигаретам, что является признаком скрытого лоббирования в пользу традиционных курительных изделий.
«Требование должно устанавливаться специальным техническим регламентом, который учитывает научные, технические и статистические аспекты продукции. Требование к упаковке должно учитывать, что продукция обладает потенциалом к снижению вреда» – говорит Д. Жуков.
Невероятно, но факт: принятый в 2020 году Кодекс о здоровье предусматривает норму по запрету выкладки, которая не распространяется на любые средства для курения – кальяны, трубки, фильтры для курения и пр. Однако, запрет выкладки изложен так, что распространяется на специальные устройства, которые используются совместно с изделиями с нагреваемым табаком.
«Действующая норма по запрету выкладки является дискриминирующей с точки зрения принципа равенства регулирования. Если разбирать каждую норму Кодекса о здоровье, там действительно очень много коллизий.
Так, например, Евразийская комиссия сделала и направила в Минздрав заключение, согласно которому положения Кодекса, регулирующие табачную продукцию, противоречат Договору ЕАЭС. Можно по-разному расценивать действия автора поправок, либо это отсутствие знания юридической техники, либо попытка установить такие нормы, которые способствовали бы потреблению традиционных сигарет», — заявил г-н Жуков.