Шоковая ситуация в марте, когда курс доллара перепрыгнул за 500 тенге, повлекла значительный рост объемов биржевой торговли инвалютой и операций валютного свопа.
Напомним, что темпы девальвации национальной валюты ускорились сразу же после начала российского вторжения в Украину. 24 февраля доллар подорожал на Казахстанской фондовой бирже (KASE) сразу на 28,8 тенге — до средневзвешенного уровня в 466,01.
Для сдерживания темпов подорожания доллара Нацбанку пришлось в феврале осуществить интервенции на биржевом валютном рынке в $273,7 млн
Впрочем, и в январе их объем составил $239,8 млн.
У России в друзьях остались только мы и китайцы — Алмас Чукин
Однако в марте Нацбанку пришлось потратиться в гораздо большей степени – в 3,6 раза, до $990,5 млн. А на KASE пришлось проводить торги долларом методом франкфуртского аукциона и начинать их позже по времени после того, как 5 марта «зеленый» легко преодолел отметку в 500 тенге.
Снижения курса ниже этой отметки Нацбанку удалось добиться только после празднования Наурыза. В итоге первый весенний месяц завершился не девальвацией, а укреплением средневзвешенного обменного курса тенге к доллару с 485,53 на его начало до 467,03 к концу (или на 18,5 тенге).
Ничего хорошего в этом нет. Ведь помимо «сожженного» Нацбанком почти миллиарда долларов из его оскудевших валютных резервов, из-за сложившейся отрицательной курсовой разницы огромные потери понесли Национальный фонд РК и ЕНПФ по активам, номинированным в резервных валютах.
Из данных аналитиков KASE следует, что на биржевом спот-рынке доллара мартовский объем торгов увеличился по сравнению с февралем на 24,3% — до $3 млрд 481,7 млн, в абсолютном выражении – на $681,5 млн. Это немного больше по сравнению с мартом 2020 года, когда введение режима ЧП из-за пандемии коронавируса совпало с резким падением мировых цен на нефть (тогда было $3 млрд 455,3 млн), но гораздо меньше по сравнению с декабрем 2021 года ($4 млрд 393,6 млн).
В значительно большей степени выросли обороты по российской валюте на KASE – в 8,4 раза к февралю, до 21 млрд 272,7 млн.
Такой скачок можно объяснить западными санкциями, введенными против России, хозяйствующим субъектам которой теперь стало весьма сложно вести расчеты в долларах, евро и других резервных валютах, а многим ведущим банкам этой страны это просто запрещено.
Подорожают хлеб и мясо: Россия запретила вывоз зерна в Казахстан
По мере восстановления торговли с Китаем, где сейчас наблюдается новая вспышка коронавируса, вырос интерес на KASE и к его национальной валюте. Мартовский объем сделок по юаню подпрыгнул в 15,3 раз — до 909,4 млн юаней.
Аутсайдером же первого месяца весны оказалась единая европейская валюта – по ней аналитики KASE зафиксировали падение оборотов в 5,9 раз — до 2,6 млн евро. Это явление можно увязать с последними событиями в Украине и вокруг нее, поскольку движение грузов из Казахстана в западном направлении сейчас стало весьма затрудненным.
В тенговом эквиваленте общий объем торгов на валютном спот-рынке KASE увеличился в марте по сравнению с февралем более чем в полтора раза — до 1 трлн 918 млрд тенге, а за первый квартал 2022 года к аналогичному периоду 2021 – на 43,7%, до 4,4 трлн.
Среднедневной объем торгов в первом квартале составил 78,7 млрд тенге, среднедневное количество сделок – 368, средний объем одной сделки – 213,6 млн.
Резко возросла активность участников рынка в секторе операций валютного свопа KASE. Как и следовало ожидать, на лидирующие позиции в марте здесь вышли казахстанские «дочки» российских «Альфа-Банка» и «Сбера», попавших под прямые санкции США.
По данным за первый квартал, впереди идет межгосударственный «Евразийский банк развития», крупнейшим акционером которого является российское правительство. За ним следуют «Банк Фридом Финанс Казахстан» и «Фридом Финанс», также контролируемые российским капиталом.
Депиляция, проституция и «несуществующий» коронавирус — с чем борются в Туркменистане — обзор СМИ
На биржевом своп-рынке доллара мартовский объем сделок по сравнению с февралем резко вырос – в 3,2 раза (до $5 млрд 771,6 млн), в абсолютном выражении – на $3 млрд 989,3 млн.
Примечательно, что при этом заключались сделки валютных свопов по единой европейской ($197,8 млн в эквиваленте) и российской ($29,4 млн) валютам. Если такая тенденция продолжится и дальше, можно предположить, что в ближайшем будущем Казахстан, выступающий для российских банков в роли валютного хаба, сам рискует подпасть под санкции США.
По итогам первого квартала текущего года объем операций валютного свопа на KASE вырос на 46,4% — до 4,7 трлн тенге. При этом среднедневной объем операций составил порядка 84 млрд, среднедневное количество сделок – 17, средний объем одной сделки – около 5 млрд.
Объемы торгов долларом США на KASE, млн USD
Примечание: * — рассчитано на основе данных KASE