Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Подорожают хлеб и мясо: Россия запретила вывоз зерна в Казахстан

441

В Казахстане ряд мукомольных предприятий приостановили деятельность из-за нехватки сырья. Это произошло после того, как 15 марта Россия приостановила вывоз зерна, которое на казахстанском рынке было дешевле местного.

При этом чиновники Минсельхоза уверяют, что в стране зерна достаточно. О том, какими последствиями чревато для нас лишение российского зерна и какие подводные камни имеются в этой отрасли, мы решили узнать у Таисии Колеговой, вице-президента Союза зернопереработчиков Казахстана.

Продуманный подход

— Объясните, пожалуйста, почему российское зерно дешевле отечественного?

— Дело в том, что Россия до запрета экспорта три года применяла экспортные вывозные пошлины на сырье. Но они не распространялись на экспорт в страны ЕАЭС, включая Казахстан. Плавающая экспортная пошлина на пшеницу, которая продавалась вне стран ЕАЭС, достигала 93 долларов за тонну.

Экспортная пошлина сбила цены на зерно на внутреннем рынке. Пшеница попросту стала дешевле. А так как в странах ЕАЭС выплата экспортных пошлин не подразумевается, мы могли купить эту удешевленную пшеницу и завести в Казахстан

— И даже с учетом официальной оплаты НДС 12% и транспортных расходов, российская пшеница получалась дешевле, чем местная. К тому же немаловажно, что в РФ в последние годы ведет политику увеличения урожайности.

Если пять лет назад в Новосибирском округе урожайность была 12 центнеров с гектара, сегодня ее довели до 30

Этого удалось достичь благодаря развитию селекции, производству качественных семян и улучшению способов возделывания почвы.

Мифические объемы

— А в Казахстане фермеры фактически собирают 10-12 центнеров с гектара, но в Минсельхозе отчитываются по более высоким цифрам — 25-30. То есть по бумагам у нас все прекрасно, на самом же деле над урожайностью особо не работают.

— Зачем наши чиновники занимаются приписками?

— Это вопрос риторический. За период независимости в РК было 19 министров сельского хозяйства, включая нынешнего. И каждый новый, вступая в должность, хочет улучшить показатели предыдущего. Скорее всего, это пережитки советского прошлого.

Таисия Колегова

Таисия Колегова

— А в России их не осталось?

— Дело в том, что она зерно не импортирует, и если бы у них был этот «воздух» в виде несуществующего зерна, он бы вскрылся. А

у нас, как мне кажется, приписки в общей статистике занимают 50%. И перекрывается это как раз за счет ввоза российской пшеницы. Дело в том, что зерно из России к нам попадало не только легальным способом, но и по «серым» схемам

К примеру, если в 2021 году, согласно официальным данным Минсельхоза РК, российской пшеницы в Казахстан было завезено всего 1,5 млн тонн, то по данным Россельхознадзора — 2,5 млн тонн. То есть миллион зашел нелегально. Примерно такой объем ежегодно перекрывал «воздух» в приписках. А сейчас, когда Россия закрыла экспорт, сразу почувствовался дефицит.

Деньги из воздуха

— Что дает приписка крестьянину?

— К примеру, его просят приписать 20 центнеров, он соглашается, потому что за каждый центнер «воздуха» ему платят. И если у него есть «воздух», почему бы не продать документы, что он и делает. И получает дополнительный нелегальный доход в карман от «серого» поставщика.

А так как приписками по настоянию «сверху» занимаются в основном крестьянские хозяйства, которые не платят НДС, то и в налогах они ничего не теряют

И вот отписал он документы, а «серый» трейдер по казахстанским документам завозит это зерно на элеватор уже в статусе казахстанского. Таким образом, приписанный «воздух» закрывается.

Дальше это «казахстанское» зерно грузится в вагоны и уезжает в Узбекистан — так у нас показывается экспорт. То есть вроде как и вырастили, и вроде как экспортировали, все хорошо

Но как только Россия закрыла экспорт, резко почувствовался дефицит. В Министерстве заявляют, что у нас скопилось 6,4 млн тонн зерна, но по ощущениям этого нет.

Скрытые махинации

— А как достоверно узнать, есть или нет?

— Сколько процентов приписанного «воздуха» накопилось за пять-шесть лет, никто не знает.

Когда мы просим провести инвентаризацию — закрыть экспорт дней на десять и пройтись по складам и элеваторам, чтобы выяснить реальное положение дел, Минсельхоз говорит, что доверяет статистике

Поэтому быстренько за два месяца разрешает вывозить миллион тонн пшеницы. Вот только если потом окажется, что этой пшеницы нет на последующую переработку, мы закроем весь экспорт.

Но зачем устраивать такие «качели»? Почему никто не хочет подходить к этому рационально? Я думаю, кто-то таким образом скрывает какие-то свои темные дела и не хочет в этом признаваться. А в итоге страдает простой народ.

Что подорожает?

— То есть для внутреннего обеспечения зерна может не хватить?

— 800 тысяч в закромах Продкорпорации есть — этого хватит на 2,5 месяца обеспечения мукой. Но опять же, не для всего внутреннего обеспечения — птицеводов, животноводов, а только для социального хлеба, который занимает 15% от всего выпекаемого.

Поэтому встает вопрос: что будет с остальными видами хлеба и хлебобулочных, а также кондитерских изделий? Субсидированной удешевленной пшеницы на это выделяться не будет, мука будет покупаться по коммерческой цене. А она сегодня на пшеницу порядка 160 тысяч тенге за тонну, хотя буквально в январе была по 120 тысяч.

— Значит весь хлеб, кроме социального, подорожает на 40-50%?

— Конечно,

подорожает весь коммерческий хлеб. Но помимо этого вырастут в цене и другие продукты. Будет дефицит кормов

Поясню: у нас в стране 170 мельниц, из них порядка 150 работают на экспорт, остальные на внутренний рынок. А продукты переработки — корма и отруби — остаются в стране. Но министр после запрета на вывоз российской муки недавно принял решение ввести ограничение на вывоз муки в объеме 300 тысяч тонн и пшеницы в объеме миллион тонн.

Это было сделано для внутренней продовольственной безопасности. Но мы задаемся вопросом, почему бы разрешенные объемы экспортной пшеницы, наоборот, не переработать в муку и не экспортировать. Это был бы уже переработанный товар с высокой долей НДС.

Меня удивляет, почему у нас интересы трейдеров выше, чем интересы переработчиков? Мы стоим уже неделю, распустили людей — 60 человек остались на улице.

Превентивные меры

— То есть экспорт зерна надо было полностью ограничить, а экспорт муки, наоборот, увеличить?

— Мы предложили несколько вариантов. Среди них введение экспортных пошлин. К примеру, если Узбекистан закупает три млн тонн пшеницы для собственной переработки, этот объем он будет закупать в любом случае. Но надо было это организовать на выгодных условиях для своей страны.

Россия, как я уже упомянула, применяет экспортные пошлины, собирает миллиардные выплаты в бюджет, тем самым поднимая свою экономику и ничего не теряя. Механизм апробированный, почему бы и нам не попробовать? Либо государству стоит поддержать субсидиями мукомолов, чтобы компенсировать стоимость сырья для переработки. Но понимания в этом отношении от Минсельхоза мы не получили.

— Если будет дефицит кормов, подорожает и мясо?

— Если падежа скота не будет, подорожает. У нас работали 170 мельниц, наша вырабатывала 300 тонн, ежемесячно мы отправляли на юг Казахстана, в Манкент, 20 вагонов отрубей. Сейчас мы простаиваем и ничего не отправляем. А уже пошли звонки, что нужны отруби и отходы, но мы не можем их обеспечить. Другие мукомольные производства тоже в таком положении. Соответственно, грядет кризис.

Сейчас у нас такое время, что если на юге в мае зеленая трава и скот может пастись, в июне от солнца она выгорит. Поэтому я и говорю о рисках падежа скота, как случилось в прошлом году

Кроме скотоводства, у нас есть еще и птицеводство, но в нем травой не отделаться — там на постоянной основе требуется как зерно, так и отруби для птенцов. Дефицит кормов в конечном итоге приведет к высокой стоимости продуктовой корзины. У нас и так цена на некоторые свои товары бывает выше, чем на импортные — это вообще нонсенс.

— Минсельхоз всех этих последствий не предвидит?

— Позиция у нашего Минсельхоза — обычно тушение локальных пожаров. Пока сегодня все нормально — работаем, а если завтра станет все плохо — быстро все закрыли. Но, опять же, это не всегда помогает. И такие конвульсивные непродуманные движения не приносят пользы экономике в глобальном смысле и бьют по населению.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter