Сначала должна сложиться партийная система, а само население должно понять суть политики.
В реформировании нуждаются еще многие сферы как экономики, так и социальной жизни, считает политолог Замир Каражанов. Проанонсированный Касым-Жомартом Токаевым пакет реформ дает основания для оптимизма, но нужно примерно еще столько же. При этом с некоторыми моментами стоит погодить до реализации основных.
Окончание, читайте также первую часть.
— Очередное предложение — лишать мандатов тех депутатов, кто не выполнил предвыборные обещания. Однако даже в предлагаемой новой системе получится так, что в 70% обещала партия, а не один конкретный депутат — это во-первых. А во-вторых, реально ли вообще создать такой механизм?
— В принципе такой механизм у нас иногда подразумевается, хотя в работе тех же маслихатов он не предусмотрен. Вообще, здесь проблема немного бюрократизирована и сложна. В общем и целом предложение конечно правильное, но действительно
одно дело, когда обещал избранный по одномандатному округу кандидат, а совсем другое — если прошедший в парламент по партийному списку
Во втором случае, естественно, претензии нужно выдвигать партии, потому что именно она не справилась. Но отобрать мандаты у всей фракции и выдворить ее сразу же из парламента не получится. Она в любом случае должна будет доработать свой срок. Хотя думаю, что уже на следующих выборах такая партия обязательно проиграет — ей припомнят пустые и нереализованные обещания. Обычно так и работает нормальная партийная система. Но это будет только через какое-то время.
Проблемы и перспективы партийного строительства в Казахстане
Если же разговор идет об каком-либо «одномандатнике», от которого население не видит ни малейшей пользы, потому что он игнорирует проблемы избирателей, не отзывается, не идет с людьми на связь, то да —
должна быть возможность снять такого депутата сразу, а не дожидаться следующей электоральной кампании
Такой механизм действительно стоит разработать, тут я вполне согласен.
— Президент получит право вносить на рассмотрение маслихата не менее двух кандидатур на должности акимов областей и республиканских городов — как утверждается, это фактически косвенные выборы. Насколько они будут эффективны?
— Похожая норма действовала во время выборов акимов сельских округов, только там кандидатуры предлагал аким области. Помнится, у меня тогда были большие сомнения, поскольку глава области все-таки заинтересован в какой-то кандидатуре, то есть пристрастен. Вообще,
на данном этапе я очень осторожно отношусь к идеям выборности акимов областей и городов республиканского значения
Все-таки сейчас президент должен держать руку на пульсе и контролировать все, что в регионе происходит. Тем более, что многие регионы у нас дотационные.
— Небольшое уточнение, назначать акимов областей будет все также президент, но с учетом рассмотрения в маслихате.
— Это уже правильный подход. В этом вопросе доверяться полностью маслихатам нельзя, потому что вообще непонятно, как в маслихаты людей выбирают. С демократией в случае с акимами областей нужно быть поосторожнее.
Президент должен иметь возможность спросить с такого акима, если тот не будет справляться.
А теперь вопрос — если акима области будет выбирать маслихат, как его сможет уволить президент?
Если этот аким, условно говоря, занял свой пост в результате неких договоренностей с депутатами маслихата, не будет ли он в итоге работать на узкий круг людей? Тех, кто имеет влияние в этой области и хочет его усилить? Я бы еще понял прямые выборы, когда бы этого акима выбирало население, но не маслихаты. Как они выбирают маслихаты, мы видим по сенату.
Хотя и о прямых выборах акимов областей говорить пока рановато, пока не сложилась партийная система и пока население не поняло самую суть политики.
— Как бы Вы в принципе охарактеризовали проанонсированные реформы?
— В общем и целом идеи прозвучали неплохие. Многие предложения звучали и раньше, тут большого сюрприза нет, но уже хорошо, что теперь эти идеи озвучил президент. Говорить о серьезных переменах на сто процентов я бы не стал, но судя по всему, примерно половина от необходимого реформирования. Осталось еще примерно столько же.
— Например?
— Например, продолжить реформирование госаппарата. В нем до сих пор сохранились пороки советской системы — телефонное право, покрывательство и так далее.
Если попытаешься сейчас привлечь чиновника к ответственности, жди больших трудностей
Так что нужно переписывать закон о госслужбе.
Отдельная тема для разговора — прокуратура, которая сейчас работает по системе госслужбы. Там проблемы такие же, как и во всем госаппарате. Давно говорили, что нужно реально защищать права журналистов,
иначе бессмысленно ожидать действительно профессиональных СМИ, которые смогут проконтролировать госаппарат
Экономическая и геополитическая ситуация в мире сейчас такая, что просто сидеть на месте чревато большими неприятностями. Это будет деградация и страны, и экономики, и населения.