Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
488
-3.47
EUR
533
-3.94
RUB
5.09
+0.05

Пора вводить личную ответственность чиновников — Каражанов

689

В своем нынешнем послании Токаев предложил много, но на этом останавливаться не следует, утверждает политолог Замир Каражанов. Реформированию подлежат еще многие сферы. Как заявил эксперт в интервью нашему порталу, в частности пора наконец ввести личную ответственность чиновников.

Партийный чиновник не может быть беспристрастен

— В политической части послания Касым-Жомарт Токаев выдвинул целый блок предложений, причем довольно радикальных. Чего стоит запрет акимам и заместителям занимать должности в филиалах партий. Да и сам президент должен будет выходить из партии на период полномочий.

— Абсолютно поддерживаю идею.

Причем лучше всего вообще отказаться от какой-либо партийной принадлежности вообще всех чиновников

и всю госслужбу формировать из беспартийных, за исключением политических должностей, но о них скажу чуть позже. Потому что чиновник на своей работе должен быть беспристрастен, а о какой беспристрастности может идти речь, если он член какой-либо партии? Конечно, он будет всячески лоббировать интересы своей партии.

То же самое должно быть в судебной системе и правоохранительных органах

То есть ни в прокуратуре, ни в полиции, ни где-либо на государственной службе партийцев быть не должно. Вообще, по Максу Веберу государственный служащий — это просто хороший исполнитель. Он не должен поддерживать какую-то партию, он должен делать свою работу.

Теперь о политических должностях, то есть тех самых акимах областей, премьер-министре, президенте и вообще есть целый список таковых. Сегодня, при нынешней ситуации и они тоже не должны быть членами какой-либо партии. А вот в будущем это вполне допускается и даже предполагается.

Но сначала должна сложиться эффективная многопартийная система с действительно работающими, а не показушными партиями,

и политический плюрализм. Вот тогда политические должности пусть занимают представители каких-либо партий — от этого будет зависеть эффективность самой партийной системы. Но с оговоркой — если акимов будут выбирать. В мире как раз и работает принцип партийной принадлежности для выборных должностей. Это вообще показатель публичной политики, поскольку этих людей выбирает общество.

А сейчас все они работают в режиме чиновников и следовательно должны быть беспартийными

— Вообще-то речь шла о запрете акимам областей занимать какие-либо должности в филиалах партий, но получается, что быть «рядовым партийцем» аким вполне сможет?

— Получается так. Согласен, тут фраза звучит неоднозначно, но для начала пусть хотя бы не возглавляют партийные филиалы на местах.

Практически все сенаторы вышли из бюрократических кабинетов

— Токаев предложил сильно урезать полномочия сенату в пользу мажилиса. Сразу встает вопрос — а зачем сенат вообще нужен? Не проще ли его вообще упразднить и ограничиться одной палатой?

— Нет, сенат нам нужен. Сенат — это представительство региональное, а не партийное или мажоритарное.

У нас девятое место в мире по территории, и у каждой области своя специфика

Кроме того, очень много дотационных областей, что само по себе проблема. Они должны быть самостоятельными. Сильная экономика — это сильные регионы. Поэтому и представительство регионов в виде сената в парламенте должно присутствовать.

Токаев прописал для акимов алгоритм проведения отчетных встреч

Другой вопрос, насколько эффективно именно этот состав палаты справляется со своими задачами, но его нужно адресовать уже конкретным людям. Сенаторов вообще выбирает не население, а маслихаты — а часть вообще назначенцы.

И вот тут как раз вопрос — а как именно маслихат отбирает кандидатуры? А заодно и как выбирали самих депутатов маслихата?

Практически все сенаторы вышли из бюрократических кабинетов — это бывшие акимы или их заместители, чиновники и так далее

И как они связаны с обществом? А у самостоятельного независимого кандидата шансов на победу примерно один на миллион. В сенате не так много даже бывших бизнесменов, хотя они выросли в области и все там знают. И это большая проблема. Проще говоря, сенат нужен однозначно, но его нужно реформировать. И в числе прочего пересмотреть сам принцип набора и полномочия.

Население не понимает, кому вообще нужны партии

— Так ведь полномочия и урезают в пользу мажилиса. Но перейдем к другим пунктам. Глава государства предложил упростить процедуру регистрации партий, регистрационный порог снизить до 5 тыс. человек, минимальную численность региональных представительств уменьшить до 200 человек, а минимальную численность инициативной группы для создания партии — до 700.

— Это совершенно верное, актуальное и назревшее решение.

Назрело оно потому, что большинство населения вообще не понимает, зачем нужны партии

А не понимают потому, что ни одна партия не исполняет свои функции полностью и как следует.

Проблемы и перспективы партийного строительства в Казахстане

Например, они должны заниматься рекрутированием хороших управленцев и организаторов в обществе. Но по закону о госслужбе таких функций для партий не предусмотрено, только чиновничья карьерная лестница. Даже когда делали выборы акимов сельских округов, и то было требование, чтобы кандидат имел опыт государственной службы, а карьера в партийной сфере не считалась. Это парадокс.

И контрольных функций партии тоже не исполняют, потому что не могут при нашем законодательстве. Максимум высказаться в СМИ в адрес того или иного чиновника.

И то потом скорее это СМИ закроют, чем высокопоставленного чиновника привлекут к ответственности

То есть влияния на госаппарат нет, полномочий нет, за 30 лет настоящих партий так и не появилось — и население в них просто не видит толк. И поддержку в обществе получить очень сложно Так что процент для регистрации действительно надо снижать, по крайней мере, на ближайшие годы, пока идут реформы.

Многопартийный парламент и выборы акимов — эксперты о политических реформах (обзор казСМИ)

Заодно нужно обратить внимание на проблему с регистрацией новых партий. Многих на этом этапе минюст фактически запрещал, используя любые предлоги. Например, мелкие огрехи в учредительных документах. Поэтому нужно повысить ответственность уже минюста.

Если чиновник отказал в регистрации, а в суде доказали необоснованность этого отказа — пусть конкретно этот чиновник и отвечает

Как говорится, у каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество. Иначе так и продолжат фактически запрещать неугодные партии.

Нынешняя система себя не оправдывает

— Еще одно предложение в политическом блоке — новый принцип формирования мажилиса по смешанной схеме. 70% на пропорциональной основе (партийные списки), 30% — на мажоритарной (по избирательным округам). Насколько актуальна такая идея и почему она вообще появилась? Партийные списки себя не оправдывают?

— Нынешняя пропорциональная система действительно очень неэффективна и сталкивается с большими трудностями. По партийным спискам в мажилис проходили такие депутаты, которые даже понятия не имели о том, что происходит в стране. Буквально в 2021 один из таких заявил, что необходимо создавать рабочие места в госсекторе. У нас наоборот, вопрос стоит, как этот госсектор сократить, а он такие предложения выдвигает.

То есть человек вообще не владеет информацией — и таких нужно отсекать

Сейчас это попытка компенсировать недостатки одной системы (партийных списков) за счет преимуществ другой. Насколько верно само решение и пропорции 70 на 30, покажет время. Но поэкспериментировать имеет смысл.

Сразу понять, насколько успешным оказался эксперимент, не получится. Сначала должны состояться очередные выборы, по итогам которых в мажилис придут новые люди. Затем должно пройти какое-то время, вот тогда станет понятно, насколько профессионален новый состав.

Окончание следует

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter