Воздух практически во всех городах Казахстана загрязнен. Согласно стандартам Всемирной организации здравоохранения, чистых городов практически нет. Вследствие заболеваний, вызванных загрязненным воздухом, ежегодно в стране преждевременно умирают более 8 тыс. человек.
Об этом говорит Насиба Байматова, PhD, старший преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, ведущий научный сотрудник лаборатории «Экология биосферы», ЦФХМА и эксперт фонда AirVision.kz. Значительный вклад в загрязнение воздуха вносят производственные компании по всей стране.
— Регулирование выбросов в атмосферный воздух проводится согласно санитарным правилам. Однако экологические стандарты не обновлялись уже почти 30 лет. К примеру, если говорить о взвешенных частицах PM2.5, то по нашим стандартам, их суточная предельно допустимая концентрация составляет 35 мкг/м³. В то время как ВОЗ рекомендует не превышать норму в 15 мкг/м³. Эти частицы представляют собой мелкую дисперсную пыль размером не более 2.5 мкм, образующуюся при сжигании любого топлива.
Они опасны тем, что не задерживаются в органах дыхания и легко поступают в легкие и кровь
К тому же эти частицы абсорбируют на себя и другие загрязнители — тяжелые металлы, катионы, аллергены и вирусы, включая Covid-19.
Получается, у нас стандарты по взвешенным частицам PM2.5 выше более чем в два раза. Такая же картина и по другим основным загрязнителям воздуха. Например, по диоксиду серы предельно допустимая концентрация в РК – 50 мкг/м³, а ВОЗ рекомендует 20 мкг/м³. От загрязненного воздуха никуда не деться — мы все им дышим, вне зависимости от социального статуса, — отмечает доктор Байматова.
Между тем, по новому Экологическому кодексу, который вступил в силу в июле 2021 года, все заводы должны будут установить свои станции мониторинга загрязнений воздуха. И если они будут превышать норму, придется платить штрафы.
— Я много говорю о том, что мониторинг очень важен. В частности, тот, который будет показывать достоверные данные. В развитых странах для решения проблемы начинают именно с него, чтобы понять, что служит источником загрязнения, в какое время, период и так далее. У нас в стране мониторинговые станции либо устарели, либо вовсе отсутствуют.
В Алматы колоссальную работу в этом направлении провел экоактивист Павел Александров. Он внедрил альтернативную систему мониторинга качества воздуха, но только по одному загрязнителю — взвешенным частицам PM2.5
Его датчики есть не только в наших городах, но также в Кыргызстане и Таджикистане. И эта деятельность дала большой импульс к пониманию гражданами степени проблемы загрязнения воздуха в городах страны. Однако чиновники игнорируют эту проблему, и я не знаю почему, — отмечает она.
По данным Байматовой, наиболее плачевная экологическая ситуация в Усть-Каменогорске и Темиртау.
— В отличие от Алматы, помимо выбросов от ТЭЦ и выхлопов автомобилей, там есть еще и промышленные предприятия в черте города
К сожалению, в Казахстане мало ученых, изучающих качество воздуха и его влияние на здоровье граждан в долгосрочной перспективе — к примеру, в течение последних 10, 20, 30 лет. Есть исследования доктора медицинских наук, ассоциированного профессора КазНУ им. аль-Фараби Дениса Винникова.
Одно из них показало, что в 2019 году в зимнее время жители Алматы подвергаются влиянию высокой концентрации мелкодисперсной пыли в атмосферном воздухе. Авторы исследования измеряли концентрацию твердых частиц РМ2.5, которой подвергаются люди, работающие на открытом воздухе в зимнее время.
Двенадцать некурящих охранников носили на себе анализатор пыли TSI DustTrak AM520 по 8 часов в 12 разных районах города. Концентрации РМ2.5 в разных частях были различны, но стабильно превышали предельно допустимые значения
В один день человек мог вдыхать в среднем 120 мкг/м3 РМ2.5, в другой 1 500 мкг/м3, что превышает рекомендации ВОЗ от 8 до 100 раз.
Я считаю, Министерство экологии и Минздрав должны инициировать подобные исследования, однако этого не происходит. Хотя во многих развитых странах на государственном уровне регулярно проводятся исследования о влиянии загрязнения воздуха на организм человека. Но без финансирования подобные исследования не сделать, — заключает она.