Нур-Султан
Сейчас
0
Завтра
2
USD
426
-0.24
EUR
496
+0.41
RUB
5.99
-0.01

Полгода в смоге: как отопительный сезон влияет на экологию в Алматы? — эксперт

813
Смог в Алматы

Середина осени в Алматы традиционно знаменуется началом отопительного сезона. А значит, совсем скоро из окон своих домов жители города будут наблюдать привычную картину — пелену смога.

Заметное ухудшение качества воздуха приходит с первыми холодами, еще до начала работы ТЭЦ, когда углем начинает топиться частный сектор. Об этом рассказывает экоактивист Павел Александров. Он занимается оценкой качества воздуха с 2017 года. На сегодняшний день в Алматы им установлено более 20 соответствующих приборов — отсюда и данные о загрязнении.

Особенности города

По его наблюдениям, в последнюю неделю качество воздуха в мегаполисе было приемлемым благодаря теплой погоде. Однако он гарантирует, что через две недели оно заметно ухудшится. Как только начнется похолодание, воздух станет грязнее.

— Кто виноват больше: ТЭЦ или частный сектор?

— Загрязнение воздуха — это процесс со множеством участников. Все они в той или иной мере вносят свой вклад. Влияют и ТЭЦ, и частный сектор, и транспорт, и сжигание мусора.

Город большой, сложный, плюс ко всему накладывает свой отпечаток и его расположение в горной долине. Соответственно, у нас есть тепловая инверсия атмосферы, которая препятствует рассеиванию загрязнения

Назвать виновным кто-то одного нельзя, это популизм. Но, несомненно, ТЭЦ — очень крупный источник загрязнения. Это крупнейшая труба в городе, второй такой нет. Именно там сжигается больше всего угля, поэтому и выбросы значительные.

Необходимость газификации

— ТЭЦ должна быть газифицирована. У домов частного сектора трубы маленькие, но их много. Плюс нет никаких фильтров, а это тоже немаловажно. А еще люди сейчас жгут мусор на своих участках.

Павел Александров

Павел Александров

Эти выбросы остаются учтенными. Власти заявляют, что 99% частного сектора газифицировано, но это откровенное вранье. В целом же можно сказать, что основу загрязнения города составляют стационарные источники.

— Выходит, выбросы автотранспорта не такие значительные?

— Автомобили тоже вносят заметный вклад, их выхлопы токсичны. Но все же вред от них гораздо меньше, чем от стационарных источников — ТЭЦ, частного сектора и промышленных объектов. Проблема в том, что о вкладе каждого из «загрязнителей» достоверных исследований не существует.

— Насколько быстрыми темпами ухудшается качество воздуха в Алматы из года в год?

— Я бы не сказал, что происходит явное ухудшение — мы наблюдаем стабильную негативную картину. Чтобы вы понимали:

с приближением зимы мы в течении полугода подвергаемся воздействию вредных веществ, концентрация которых в 10 раз превышает предельно допустимые нормы

Мы уже находимся на самом дне — переживаем такой уровень загрязнений в отопительный сезон, который является катастрофическим. Без преувеличения. И бесследно для здоровья горожан такое не пройдет — это все смертельно опасно для всех нас.

Дело не движется

— Государство знает об этом, и зная, предпочитает не реагировать на экологическую катастрофу, которая разворачивается на наших глазах?

— Так однозначно сказать нельзя. Чиновники говорят, что прорабатывают вопросы газификации. Но пока результатов не видно. Вся это тема забалтывается. Государство — не монолит. Есть акиматы, гидрометцентры, есть правительство и министерства. И они все тянут в разные стороны — как лебедь, рак и щука из басни.

По сути, ответственным за работу на местах является акимат. Но там нам рассказывают, что во всем виноват автотранспорт. Тем самым пытаясь спихнуть ответственность с себя на граждан. А если мы виноваты, значит им и делать ничего не надо. По той же газификации и автомобилям они показывают очень странную статистику. Никакой комплексной работы не ведется. Хотя в силах акимата запретить сжигание твердого топлива в черте города.

У Алматы особый статус ввиду неблагоприятного географического положения. Одно только стимулирование газификации частного сектора уже бы повлияло на качество воздуха. Также в акимате могли бы педалировать вопрос с ТЭЦ, но ничего этого не происходит. Соответственно, мы не видим никакого результата.

Карантин и застройка

— Были ли изменения качества воздуха во время карантина, когда не ездил автотранспорт? 

— Во время полного локдауна в апреле 2020 года концентрация PM 2.5 частиц сократилась всего на 20%. То есть мы все равно наблюдали неприемлемо высокий уровень загрязнения

Автомобили ездят круглый год и создают какую-то фоновую концентрацию. К примеру, летом у нас тоже чистого воздуха нет — из-за автотранспорта загрязнение на уровне предельно допустимых концентраций. Что тоже не есть хорошо.

— Как сказывается на качестве воздуха уплотняющаяся застройка? Некоторые обыватели связывают с ней даже все чаще возникающие пыльные бури…

— Вряд ли пыльные бури с этим связаны. Проблема в том, что географическая местность, в которой мы находимся, имеет ограниченную емкость по количеству размещенных на ней людей.

В нашей локации строить многомиллионный город нельзя. Потому что сама по себе возможность у атмосферы проветриваться в горной местности ограничена

Так что чем больше людей, тем больше загрязняющих веществ в воздухе. Застройка и увеличение плотности населения в Алматы — это в целом очень негативное явление. Особенно когда это все концентрируется в районе предгорий — там, где вентиляция атмосферы хуже всего.

Кроме того, построенные дома необходимо отапливать — соответственно, увеличивается мощность ТЭЦ. У новых жильцов свои автомобили, и они тоже загрязняют.

В целом

застройка запускает целую цепочку событий, последствием которых является более высокое загрязнение воздуха. Продвигающаяся семимильными шагами застройка Алматы — это убийство города

Даже если не брать во внимание, что строящиеся многоэтажки нарушают последние горно-долинные бризы. Через 5-10 лет мы столкнемся с такими проблемами, которые решить уже будет невозможно.

Выхлопы автомобилей

— А насколько может ухудшиться качество воздуха через 5-10 лет?

— Думаю, к этому лучше подключить какой-нибудь научный институт, который смог бы все это рассчитать и сделать точные прогнозы. Но, однозначно, если ничего не поменять, ситуация будет усугубляться. Потому что эта местность не рассчитана на такое количество людей, с учетом того, что они используют грязные методы отопления, некачественное топливо и старые автомобили.

Надо отметить, что

у нас в стране на законных основаниях существуют компании, которые вырезают катализаторы из автомобилей

Вбейте в поиск «Алматы удалить катализатор» и вам откроются десятки объявлений. Катализатор располагается в выхлопной системе и нужен для очистки выходящих оттуда газов. Он состоит из цветных металлов. После его удаления автомобиль превращается в смертельную машину — токсичность выхлопов возрастает в десятки раз. Полное беззаконие и наплевательство профильных госслужб приводит в итоге к тому, что мы имеем сейчас.

— Нередко можно встретить на дорогах Алматы автотранспорт, из выхлопной трубы которого идет черный дым. Почему за этим никто не следит?

— Чаще всего этим грешат дизельные двигатели, и не только в легковых автомобилях, но и в строительной технике и автобусах. Черные выхлопы — это сажа, как раз те частицы PM 2,5, которые в повышенных концентрациях выбрасываются в атмосферу. Между тем акимат, зная о проблеме с качеством воздуха, при Байбеке закупал в том числе и дизельные автобусы. Это самое настоящее вредительство.

Что делать?

— Что остается делать жителям города в отопительный период, чтобы защитить свое здоровье от вредных выбросов?

— Я бы рекомендовал на улицах носить маски. Причем не медицинские, а те, которые фильтруют PM 2,5 частицы. Можно смотреть текущую концентрацию загрязнения на моем сайте или на сайте Казгидромета. Когда она высокая, не бегать на улице в эти дни, не заниматься спортом и воздержаться от прогулок.

Дома следует использовать систему фильтрации воздуха. Хотя бы бытовые фильтры. Но лучше, конечно, приточно-вытяжные системы с фильтрацией. Потому что свежий воздух нам необходим

Проветривать квартиру при сильном смоге не стоит — в закрытом помещении концентрация все равно в три-пять раз ниже. Лучше дождаться, когда будет более чисто. А в целом защититься от токсичного воздуха, которым мы дышим, непросто. Люди идут на работу, дети — в детский сад, школу. Они все равно вынуждены дышать всем этим мусором. Кардинально защититься можно, только переехав из Алматы.

Свой вклад в уменьшение загрязнений люди тоже по возможности должны вносить. Не сжигать мусор, перестать отапливаться углем и перейти на газ, пореже пользоваться автомобилем — если есть возможность, лучше пройтись пешком или доехать на общественном транспорте. Это немного поможет снизить уровень загрязнения.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter