Уже сейчас прежний мир разлетается на куски, а каким будет новый?
От итогов санкционной войны будет зависеть вся картина мира, считает экономист Петр Своик. Отразятся результаты и на Казахстане. На своей странице в Facebook эксперт привел выкладки и расчеты.
Победитель в санкционной войне России и Запада сможет диктовать свои правила, а проигравший будет вынужден им подчиняться, считает Своик. Поэтому
в этот бой противники бросят все силы и резервы, без остатка
Сначала эксперт изложил диспозицию сил. Начал с утверждения, что постсоветские страны встроены в систему наднациональных рыночных отношений хоть и по отдельности, но по одинаковой схеме. «На внешний рынок – ресурсы, с внешнего рынка — финансы».
Причем ресурсами могут служить не только ископаемые, но и молодежь, и рабсила.
В страну взамен завозятся иностранные инвестиции и займы, с которых потом вывозятся доходы
Особо он подчеркнул, что центробанки или нацбанки «стоят на страже внешнего инвестирования и кредитования», то есть не допускают никакого внутреннего кредита, кроме потребительского.
Антикризисная стратегия России и Казахстана: дедолларизация, технологии и общая валюта
— Соответственно,
исход войны определяется тем, сможет ли Запад уязвить Россию, обрушив ее сырьевой экспорт
путем собственного отказа от него, плюс понуждение к этому сателлитов — также путем вывода своих активов, технологий и специалистов из российских добычных проектов. Ну и конечно, путем блокирования системы расчетов за сырьевой экспорт. То же касается и российского импорта, это связанные вещи, — отметил Своик.
Кроме того, в качестве «самого страшного оружия» эксперт упомянул лишение России возможности финансирования с внешних рынков.
Далее для понимания картины он привел статистические выкладки. В 2021 году Россия экспортировала товаров на 490 млрд долларов США, а импортировала на 304 млрд. Итого сальдо торгового баланса плюс 186 млрд долларов. При этом нефть и газ не только энергоресурсы, но и сырье для нефтехимии и производства удобрений. Плюс на экспорт шли металлы, удобрения и зерно.
Своик считает, что отказаться от сырьевых поставок из РФ в Европе уже не в состоянии
И тем более невозможно заблокировать такие поставки в третьи страны.
— То же и насчет импорта. Да, блокирование нынешней системы платежей создает серьезные трудности, но создание новых систем и отработка обходных путей – только вопрос времени, — отметил эксперт.
Также Своик высказался о «финансовом плацдарме сражения». Взаимные меры, которые уже предприняли противники, эксперт сравнил с ядерными ударами.
Речь идет о замораживании валютных резервов Центробанка с одной стороны и решении о фактической национализации иностранных производственных активов — с другой
— Что теряет на этом Россия, если война здесь пойдет до победного конца и временно закрытая Московская биржа, допустим, вообще не откроется? Если Центробанк продолжит сражаться за противника, это катастрофа для рубля, со всеми последствиями. А если вместо внешнего финансирования появляется внутреннее, война выигрывается при любых маневрах противника, — добавил экономист.
«Убить доллар» — сможет ли цифровой юань потеснить американскую валюту? — экономист
Россия может потерять 1 трлн 625 млрд долларов США внешних обязательств перед ней иностранных партнеров. Это ее актив по МИП (международная инвестиционная позиция) на ноябрь 2021 года. Взамен сама себе «прощает» 1 трлн 180 млрд долларов обязательств перед иностранными партнерами.
— Потеря 445 млрд долларов это жалко. Однако в том же 2021 году, как следует из платежного баланса России, по строке «первичные и вторичные доходы» за рубеж было выведено 56 млрд. Как это так: минус 56 млрд при 445 млрд превышения российских активов перед обязательствами? А вот так и получается в умно продуманной схеме внешнего финансирования постсоветских «суверенов»:
доходность всех наших накоплений (…) в разы меньше, чем обслуживание набираемых нами же внешних долгов и иностранных инвестиций,
— отметил Своик.
Эксперт приходит к выводу, что России выгодно «простить» ее заемщикам 445 млрд своей плюсовой разницы и приступить к целевому планированию и кредитованию-инвестированию производств по импортозамещению. Хотя бы на половину нынешнего импорта стоимостью 304 млрд долларов каждый год.
— Это обеспечит и полную загрузку имеющихся мощностей, и создание новых, и полную занятость и хорошую зарплату на следующие лет десять. Не говоря уже о возможностях новой международной кооперации в разлетающемся сейчас на куски прежнем мире, — подытожил Своик.
Эксперт высказался и насчет Казахстана. По 2021 году у нас торговый баланс плюс 20,7 млрд долларов. Баланс экспорта-импорта услуг – минус 1,8 млрд.
А вот баланс первичных и вторичных доходов (инвесторов и кредиторов) – минус 24,6 млрд
— Немного относительно нашей МИП, которая на конец 2021 года составила 166 млрд долларов активов против 242 млрд обязательств. Итого 76 млрд долларов с минусом. При такой нетто-МИП с нас запросто могут сдернуть хоть 50 млрд долларов обслуживания внешнего долга и инвестиций, хоть еще больше, обрушивая курс тенге и всю экономику, — опасается Своик.
В текущем счете платежного баланса за 2021 у нас итоговый минус 5,7 млрд долларов США. Эту дыру, по мнению эксперта, приходится «покрывать ускоренным сжиганием Нацфонда, девальвацией тенге и новыми заимствованиями».
Внешние обязательства он сравнил с трясиной, а расчеты — петлей на шее, за которую легко могут потянуть
При этом наш экспорт хотя и относительно немного идет на российские рынки, но более чем на две трети – на транспорт через нее. А импорт – почти наполовину – на саму Россию и в целом на те же две трети на транспорт через нее.
— И оттуда тоже могут потянуть за любую ниточку. Это к вопросу насчет бойкости некоторых политологов и знатоков экономики относительно нашего выхода из ЕАЭС и ОДКБ. А также относительно призывов чего-то там еще убрать из под ответственности государства, приватизировать и опустить в «свободный» рынок, — резюмировал Своик.