Спустя несколько дней после того, как на совещании Совета безопасности глава государства поручил срочно принять антикризисный план с целью оперативного реагирования на быстрое ухудшение международной ситуации, с заявлением выступило Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
В отличие от правительства и Нацбанка, выступивших пока с совместным заявлением лишь по программе защиты тенговых вкладов, экстренный пресс-релиз АРРФР озаглавлен вполне в духе времени и ожиданий встревоженных клиентов банков: «О текущей ситуации на финансовом рынке Казахстана на фоне геополитической обстановки в мире».
Как отмечает финрегулятор, в настоящее время ситуация в банковской системе страны стабильная. Банки второго уровня имеют значительный запас собственного капитала и ликвидности для обеспечения непрерывной деятельности и оказания полного перечня банковских услуг. А
текущая волатильность валютных курсов не повлияет на финансовую стабильность банковского сектора
Главное же в пресс-релизе совсем другое. Финрегулятор внимательно отслеживает возможное влияние на финрынок Казахстана иностранных санкций, которые вводятся в отношении России и российских компаний из-за ситуации в Украине. В первую очередь это касается казахстанских «дочек» российских банков.
При этом в пресс-релизе агенства почему-то фигурирует местная «дочка» «Альфа-Банка», хотя санкционный пакет США особо не затронул его деятельность. Банку лишь запрещено выпускать новые еврооблигации и акции на западных рынках. Но поскольку «Альфа-Банк» не размещает свои ценные бумаги на этих рынках, введенные санкции на его работе не отразятся.
Почему тарифы высокие, а контроль за их формированием низкий
Кроме того, по своим размерам казахстанская «дочка» «Альфа-Банка» не претендует на статус системообразующего. Согласно данным сводной оперативной отчетности Нацбанка, на начало текущего года активы «дочки» составляли 905,8 млрд тенге при объеме ссудного портфеля 559 млрд. Депозиты юридических лиц — 438,9 млрд, физических – 213,2 млрд тенге.
Другое дело казахстанский «Сбербанк». Он подвергся американским санкциям напрямую, так как указан в санкционном списке Казначейства США (Министерство финансов), точнее, отдела по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC).
Включение его вместе с материнским «Сбербанком» в список CAPTA (The Correspondent Account of Payable-Through Account Sanctions List) требует от всех американских финансовых институтов закрыть любые корреспондентские счета этих банков в течение месяца и отклонять любые транзакции с их участием.
Ограничения начнут действовать 26 марта. И они не означают полную блокировку всех активов и счетов подпавших под санкции банков. Поэтому в АРРФР не лукавили, заявляя, что на сегодняшний день клиентам дочернего «Сбербанка» доступны их средства и сервисы в полном объеме.
Между тем дочерний «Сбербанк» на начало текущего года шел вторым по размеру активов (4 трлн 221,6 млрд тенге), ссудного портфеля (2 трлн 635 млрд) и депозитов юридических лиц (1 трлн 586,9 млрд). То есть банк имеет системообразующее значение для банковского сектора Казахстана. По объему вкладов населения он занимал четвертое место с 1 трлн 42,6 млрд тенге.
Наиболее жестким американским санкциям подвергся дочерний «Банк ВТБ (Казахстан)» вместе с материнским банком. В США их внесли в список SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons), предполагающий полную блокировку активов в Штатах, запрет на долларовые платежи и транзакции с американскими контрагентами.
Тем не менее в Казахстане местная «дочка» «ВТБ» сможет предоставлять основные виды финансовых услуг. Правда, по размерам «Банк ВТБ (Казахстан)» относительно невелик. На начало текущего года он занимал 13-е место по размеру активов (506,3 млрд тенге) при объеме ссудного портфеля 212,4 млрд, вкладов населения 81,7 млрд, юридических лиц – 303,0 млрд тенге.
В АРРФР также заверили клиентов российских «дочек», что банки имеют показатели капитализации и ликвидности, существенно превышающие минимальные требования финрегулятора, и располагают стабильной базой долгосрочного фондирования, обеспечивая возвратность средств кредиторам.
Напомним в свою очередь, что материнские «ВТБ» и «Сбербанк» являются, по сути, государственными банками. А это повышает их уязвимость и под влиянием финансовых санкций Запада, вводимых против Центробанка (Банка России) и Минфина РФ.
К тому же рейтинговое агентство Standard & Poor’s на днях понизило до «мусорного» уровня суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВ+» c негативным прогнозом.
Можно ожидать адекватного снижения рейтингов и для государственных российских банков, и для крупнейших частных компаний соседней страны. А это сразу же сузит инвестиционную базу для пенсионных накоплений ЕНПФ и Национального фонда РК.
Поскольку суммарные активы трио российских «дочек» составляют порядка 5,6 млрд тенге, или около 15% от совокупных активов всего банковского сектора, то наверняка АРРФР совместно с Нацбанком и правительством удастся избежать негативных последствий от введенных США санкций против этих участников рынка.
Как отметил министр национальной экономики Алибек Куантыров:
«Мы же не завязаны на одном или двух банках. У нас есть резервы, чтобы люди начали пользоваться услугами других банков»